ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Венкова А.В.

Венкова Алина ВладимировнаВенкова Алина Владимировна, кандидат культурологии, зам. директора по науке Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии, доцент Кафедры теории и истории культуры, Факультета философии человека Российского Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена.

Сферы научных интересов: Проблемы современной художественной культуры, авторская картина мира Нового времени, норма и патология в культуре Нового и Новейшего времени, экзистенциальные основания современной Западной цивилизации.

Публикации
  1. +«Катастрофическое сознание» в культурном опыте современности (к характеристике межпарадигмальной ситуации культуры «после постмодерна») (pdf)[недоступно]

    Современная культура читается как культура экзистенциалов, опытов обретшей форму событийности, ситуаций обнаружения человека в мире и попы- ток репрезентации этих опытов. На сегодняшний день можно констатировать формирование нового чувства жизни при отсутствии культурного инстументария его семантической обработки и репрезентации.

    // Диалог культур 2005: горизонты гуманитарного знания. Материалы научно-практической конференции. 21 апреля 2005 г. – СПб: Астерион, 2005. — С.39-42.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://culturalnet.ru/main/getfile/344
  2. +«Опыт проживания» как стилеобразующий фактор философского произведения современности (pdf)[недоступно]

    Философский текст современности балансирует на грани между наукой и искусством, он гораздо ближе к интенциям творческого сознания художника, чем к объективистским амбициям ученого. Главным оправданием философского дискурса становится не поиск истины, а выражение субъективного опыта. Искусство, значительно раньше утратившее четкость границ, дает философии перспективу возможного расширения собственных пределов. На протяжении ХХ века в философских исследованиях на первое место все настойчивее выдвигается проблематика экзистенциального поиска. Привнесенный в философский текст фактор персонального опыта размывает контуры классической строгости научного высказывания. В философском произведении все яснее звучат ноты исповедальности, предельности существования в опыте письма. Философский текст со всей очевидностью наделяется свойствами, приписываемыми произведению искусства — «быть вырезкой из опыта, его слепком».

    // Studia culturae. Выпуск 6. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Материалы конференции «Философский текст: проблема критерия». — СПб.: Сан

    В настояще время публикация недоступна.
    http://culturalnet.ru/main/getfile/342
  3. +Позиция «Другого» в коммуникативных моделях современности (pdf)[недоступно]

    Поиск места «Другого» в художественном опыте современности, а точнее в коммуникативных моделях художественных практик невозможен без определения исторического момента и места формирования структур общения. Ниже речь пойдет об опыте художественной коммуникации в Западном мире, об изменении коммуникативных структур на протяжении ХХ века.

    // Культурологичесие исследования ’04: Сборник научных трудов. – СПб: Астерион, 2004. – С. 85-89.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://culturalnet.ru/main/getfile/340
  4. +Художественный жест и мотив «чужого» в идентификационных моделях современности (pdf)[недоступно]

    Жест, понятый как форма фиксации опыта, направленного на смещение гра- ниц, не является специфически художественным проявлением. Однако современ- ная художественная практика активно использует жестовое поведение как комму- никативную стратегию, обеспечивающую обновление художественного языка. Жестовое поведение разворачивается в пространстве между двумя гипотети- ческими позициями — образом «Я» и местом «Другого»1. Автор жестовой формы высказывания преследует двоякую цель: решить проблему собственной идентич- ности и продемонстрировать место «чужого» в экзистенциальном опыте. Жесто- вое поведение травматично и провокативно в силу изначальной неизвестности позиции «Другого» по отношению к действию, совершаемому в неочевидном по- ле норм и предписаний, механизм продуцирования которых, в свою очередь, представляется закрытым. «Другость» понимается как потенция, неопредлимость, «а-топия»2. Автор жеста работает в ситуации двойного риска — неопределенности «Я» и неизвестности «Другого», непрозрачности его топологических свойств и этических установок.

    // Культурологические исследования ’08. – СПб: Ас- терион, 2008. – С.62-72.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://culturalnet.ru/main/getfile/348