ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Карпинский К.В.

Карпинский Константин Викторович - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой экспериментальной и прикладной психологии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Автор более 90 научных работ, в том числе 2 монографий, 1 научно-методического пособия, 33 статей в рецензируемых научных журналах из перечня ВАК РБ (4 - в зарубежных периодических изданиях).

Публикации
  1. +Бездуховный смысл жизни как источник кризиса в развитии личности[недоступно]

    В статье представлены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования бездуховного смысла жизни как детерминанты смысложизненного кризиса в развитии личности. Бездуховный смысл жизни рассматривается как один из вариантов функционально неоптимального смысла жизни,в содержании которого преобладают эгоцентрические ценности на фоне отсутствия или малой представленности самотрансцендентных ценностей.Результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют отом, что такая содержательная композиция ценностей, принятых личностью в качестве источников смысла собственной жизни, существенно обусловливает интенсивность переживания смысложизненного кризиса.Ключевые слова: смысл жизни, духовность, неоптимальный смысл жизни,бездуховный смысл жизни, смысложизненный кризис

    // Психология. Журнал Высшей школы экономики,2011. Т. 8, № 1. С. 27-58

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psy-journal.hse.ru/data/2013/10/30/1283368746/Karpinsky_8-01pp27-58.pdf
  2. +Временная локализация смысла жизни как детерминанта личностного кризиса[недоступно]

    Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования тем- поральных свойств смысла жизни и их роли в детерминации смысложизненного кризиса в развитии личности. Ключевые слова: субъект жизни, жизнедеятельность, смысл жизни, смыс- ложизненный кризис, временная локализация смысла жизни.

    // /К.В. Карпинский // Актуальные проблемы психологии личности. В 2 ч. Ч. 2 : сборник научных статей/Учреждение образования "Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы"; науч. ред. В.А. Мазилов; науч. ред.: К.В. Карпинский.- Гродно : ГрГУ, 2012 .- С.186-220

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.elib.grsu.by/katalog/173091-392543.pdf
  3. +Дезинтегрированный смысл жизни как детерминанта личностного кризиса[недоступно]

    В статье изложены результаты теоретико-эмпирического исследования дезинтеграции смысла жизни и ее негативных последствий для развития личности. Вводится и обосновывается понятие дезинтегрированного смысла жизни, предлагается методика его эмпирического изучения, доказывается гипотеза об его детерминирующей роли в возникновении смысложизненного кризиса в развитии личности. Ключевые слова: смысл жизни, смысложизненный кризис, неоптимальный смысл жизни, дезинтегрированный смысл жизни.

    // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2011. - Т. 17. - № 2. - C. 124 - 129

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.lib.grsu.by/library/data/resources/catalog/162136-348123.pdf
    http://chsu.kubsu.ru/arhiv/2011_2/2011_2_Karpinskiy.pdf
  4. + Конфликтный смысл жизни как фактор личностного кризиса

    В современной психологии актуальной проблемой является изучение механизмов и зако-номерностей поиска, обретения и реализацииличностью смысла жизни, а также его дифференциальных свойств и возрастных особенностей. Перспективной линией в разработке этойпроблематики выступает психологический ана-лиз феноменологии, механизмов и закономер-ностей смысложизненного кризиса в развитииличности. С самых общих позиций этот кризиспонимается как длящееся состояние, котороеобусловлено неразрешимыми или неразрешен-ными противоречиями в поиске и практиче-ской реализации смысла индивидуальной жиз-ни. Он характеризуется специфической фено-менологией, является источником деформацийличности как субъекта жизни и дизрегуляцииее повседневной жизнедеятельности

    // Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки)

    http://vestnik.yspu.org/releases/2011_2pp/52.pdf
  5. +Личность как субъект жизни с позиций смыслового подхода[недоступно]

    В статье представлены результаты теоретического осмысления и эмпирического исследования личности в качестве субъекта жизни с позиций смыслового подхода. Обсуждаются психологические аспекты проблем жизненного пути и смысла жизни, обосновывается концептуальное понимание личности как субъекта жизни, выделяются параметры смысловой регуляции индивидуальной жизнедеятельности

    // Акмеология №4.2003

    В настояще время публикация недоступна.
    http://akmeology.ru/data/documents/Akmeologoya_2003_04-Zagruzhen.pdf
  6. +Нереалистический смысл жизни как детерминанта кризиса в развитии личности[недоступно]

    Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования функциональных особенностей и кризисного потенциала нереалистического смысла жизни. Проверяется гипотеза о том, что уровень реалистичности-нереалистичности является функционально значимым свойством; существенно определяет меру оптимальности смысла жизни; обусловливает предрасположенность личности к переживанию смысложизненного кризиса. Выборка: 262 человека в возрасте от 18 до 57 лет, в том числе 113 мужчин и 149 женщин. Установлено, что кризисогенное влияние нереалистического смысла во многом объясняется его затрудненной и непродуктивной реализацией в повседневной жизни. Ключевые слова: личность, смысл жизни, противоречие, смысложизненный кризис, неоптимальный смысл жизни, нереалистический смысл жизни, удовлетворенность жизнью

    // Вестник БФУ им. И. Канта. 2011. №4.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n23/677-karpinskii23.html
    http://cyberleninka.ru/article/n/nerealisticheskiy-smysl-zhizni-kak-determinanta-krizisa-v-razvitii-lichnosti
    http://journals.kantiana.ru/upload/iblock/b58/ektstfdbeavabfgnmlpg.pdf
  7. +Опросник смысложизненного кризиса[недоступно]

    В монографии представлена новая методика психологической диагностики кризиса смысла жизни в развитии личности. Рассматриваются психологические аспекты смысложизненного кризиса; анализируются исходные основания и перспективы создания концепции смысложизненного кризиса в рамках психологии жизненного пути личности и кризисной психологии. Подробно обсуждаются методические подходы к организации и проведению эмпирических исследований смысла жизни и производных от него феноменов. Адресуется профессиональным психологам - исследователям, практикам, преподавателям, а также студентам психологических специальностей и специализаций. Монография подготовлена при поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (исследовательский проект № Г07М - 037 "Психическая феноменология, механизмы и закономерности смысложизненного кризиса в развитии личности")

    // Издательство: ГрГУ, 2008 г.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.lib.grsu.by/library/data/resources/catalog/119210-204254.pdf
    http://www.psy-dnu.narod.ru/karpinskiy.pdf
  8. + Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности

    В монографии анализируется проблема жизненного пути девиантной личности, выделяются межсистемные и внутрисистемные параметры его регуляции смыслом жизни, интерпретируются результаты эмпирического исследования. Намечаются конкретные сферы практического применения полученных результатов, обозначаются стратегические направления, методические основы и принципы коррекционной, профилактической и развивающей работы с контингентом «трудных» и «социально запущенных», а также с лицами, совершившими уголовно наказуемые деяния. Предлагается апробированная программа психологической коррекции смысла жизни девиантной личности. Адресовано практическим психологам, а также специалистам в области девиантологии и коррекционной психологии.

    // Монография/ К.В.Карпинский; Под. ред. Т.К.Комаровой. — Гродно: ГрГУ, 2002. — 139 с. ISBN 985-417-348-8.

    http://tipa-biblioteka.narod.ru/karp1.zip
  9. + Психология жизненного пути личности

    В учебном пособии изложены основы психологии жизненного пути личности, которая в настоящее время рассматривается как самостоятельная отрасль психологической науки. Анализируются отечественные и зарубежные концепции жизненного пути личности. Адресовано студентам специальности «Психология», изучающим курс психологии личности и психологии жизненного пути; может быть рекомендовано всем интересующимся психологическими проблемами человеческой жизни.

    // Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие / К21 К.В.Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 167 с. ISBN 985-417-345-3.

    http://lib100.com/book/common_psychology/psihologiya_jiznennogo_puti_lichnosti/%ca%e0%f0%ef%e8%ed%f1%ea%e8%e9.%20%cf%f1%e8%f5%ee%eb%ee%e3%e8%ff%20%e6%e8%e7%ed%e5%ed%ed%ee%e3%ee%20%ef%f3%f2%e8.doc
    http://www.lib.grsu.by/library/data/resources/catalog/62921-62921.pdf
  10. +Смысл жизни и ресурсы его реализации: К пониманию механизмов личностного кризиса[недоступно]

    В статье рассматриваются психологические виды, механизмы и закономерности смысложизненного кризиса в развитии личности. Обосновывается положение о том, что внутренними детерминантами кризиса могут выступать функционально значимые свойства индивидуального смысла жизни. Одно из таких свойств - реа- листичность, понимаемая как мера обеспеченности смысла жизни ресурсами прак- тической реализации. Особое внимание уделяется категории операциональных ресурсов - индивидуальному набору частных видов деятельности, интегрированных в структуру целостной жизнедеятельности и используемых личностью в качестве операциональных средств реализации смысла жизни. На основании результатов эмпирического исследования доказывается гипотеза о том, что нереалистический смысл жизни, содержание которого должным образом не согласовано с деятель- ностным репертуаром личности, провоцирует смысложизненный кризис. Ключевые слова: личность, субъект жизни, смысл жизни, ресурсы, жизнедеятель- ность, нереалистический смысл жизни, смысложизненный кризис.

    // "Психология. Журнал Высшей школы экономики" 2012. Т. 9. № 4. С. 3-33

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psy-journal.hse.ru/data/2013/10/31/1283206325/Karpinsky_9-04pp3-33.pdf
  11. + Социокультурная детерминация смысложизненного кризиса в развитии личности

    В процессе исторического развития каждое общество вырабатывает уникальную систему культурных ценностей. Важным параметром оценки и сравнения различных обществ и культур выступает гомогенност-гетерогенность их ценностных систем. Он целостно отражает состояние аксиосферы и определяет специфику процессов репродукции, сохранения и трансляции ценностей в жизнедеятельности социума. В зависимости от степени содержательной разнородности ценностей, лежащих в основе духовной жизни, общества с известной долей условности могут подразделяться на монистические и плюралистические. В обществах с ценностным монизмом безраздельно господствует система ценностей, которая, как правило, санкционируется и охраняется государством, сакрализируется и благословляется церковью либо одобряется другим авторитетным (властным) социальным институтом. Массовое распространение этой системы ценностей обеспечивается мощным разветвленным механизмом, предполагающим добровольные и насильственные способы приобщения индивида (пропаганда, просвещение, индоктринация, инициация и так далее). В целях поддержания стабильности официальной (традиционной) системы ценностей общество вырабатывает различные защитные механизмы, препятствующие свободному обмену ценностями с внешним окружением и подавляющие рост альтернативных и оппозиционных ценностных систем в субкультурах и социальных группах. Смысложизненный поиск индивида в таких обществах управляется и контролируется со стороны определенных социальных институтов, которые обладают своего рода монополией на обоснование «правильного» смысложизненного норматива.

    // «Психологический журнал» научно-практическое издание

    http://www.spirit.by/articles/sociokul_turnaya_determinaciya_smislojiznennogo_krizisa_v_razvitii_lichnosti.html
    http://spirit.by/articles/sociokul_turnaya_determinaciya_smislojiznennogo_krizisa_v_razvitii_lichnosti.html
  12. +Стратегии психологического исследования смысла жизни: макроанализ vs. микроанализ (в сборнике)[недоступно]

    В статье выделяются, анализируются и сравниваются основные стратегии психологического исследования смысла жизни. Подробно рассматриваются преимущества микроаналитической стратегии, которая оперирует переменными, отражающими содержательные и формальные свойства индивидуального смысла жизни. Ключевые слова: смысл жизни, смысложизненный кризис, стратегии исследования.

    // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XX симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой - М.: ФГБНУ "Психологический институт РАО", 2015.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.pirao.ru/images/labs/gporl/%D0%A5%D0%A5-simpozium.pdf
  13. +Темпоральные свойства смысла жизни и смысложизненный кризис в развитии личности[недоступно]

    Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования темпоральных свойств смысла жизни и их роли в детерминации смысложизненного кризиса в развитии личности.

    // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки Выпуск№ 3 / 2011

    В настояще время публикация недоступна.
    http://cyberleninka.ru/article/n/temporalnye-svoystva-smysla-zhizni-i-smyslozhiznennyy-krizis-v-razvitii-lichnosti
  14. + Типология смыслопонимания личности

    В современном, стремительно обновляющемся обществе личность оказывается в парадоксальной и во многом противоречивой ситуации: с одной стороны, возрастает ее роль как творца социальной реальности, субъективного фактора исторического процесса, что возлагает на нее повышенную ответственность, предъявляет высокие требования к ее жизненному пути, а с другой стороны — ускорение темпов общественной жизни объективно не позволяет человеку заняться смысложизненной рефлексией, поиском и осознанием смысла жизни, что лишает его основных психологических регуляторов и онтологических ориентиров на жизненном пути. В этой связи актуальным предметом изучения психологической науки становятся процессы смысложизнеобретения, смысложизнеосознания и понимания личностью смысла своего бытия. Наша работа посвящена изучению содержания смысла жизни личности и его понимания самой личностью в ранней и поздней юности. В своем исследовании мы основывались на формулировке смысла жизни, предложенной В. Э. Чудновским: «Смысл жизни — идея, содержащая в себе цель жизни человека, присвоенная им и ставшая для него ценностью чрезвычайно высокого порядка» [ 4, С. 15]. Смысл жизни предстает как многоуровневое смысловое образование, обладающее определенной иерархией, субординацией, характеризующееся определенной степенью пластичности, гибкости, заменяемости, а также широтой, объемностью, масштабностью. Онтологический статус смысла жизни состоит в том, что он есть верховное смысловое образование личности, конституирующее всю смысловую сферу сознания и задающее направленность личностной активности в биографическом масштабе. Смысл жизни являет собой «стержень» жизненной позиции как совокупности осознанных жизненных мотивов (ценностей) личности. В системе регуляции жизнедеятельности субъекта смысл жизни выполняет специфические отражательные и регулятивные функции, направляя активность личности на субъективно значимые события и ситуации жизни, обеспечивая преемственность ее дел и жизненных занятий, что в конечном итоге объективируется в цельной и внутренне логичной линии жизни. В своих взглядах мы солидаризируемся с К. А. Абульхановой-Славской, которая выделяет три центральных компонента, структурирующих процесс жизнедеятельности личности: жизненную позицию, жизненную линию и смысл жизни [1]. Их соотношение в структуре жизнедеятельности личности таково, что жизненная линия есть пролонгированная реализация жизненной позиции личности, во главе которой стоит индивидуальный смысл жизни. Смысл жизни устойчиво определяет стиль жизни личности как детерминированный индивидуальными особенностями личности способ осуществления жизненного пути, присущая данной личности манера жизнедеятельности. Стиль жизни личности, в отличие от социально-исторического образа жизни, всегда задается индивидуальными характеристиками личности и среди этих характеристик ведущее место принадлежит смыслу жизни как идее, ценности высшего порядка и степени обобщенности, которая пронизывает отношение человека ко всякому факту своей жизни, подчиняет себе ход целостного жизненного пути. Выделенные ниже типы смысложизнепонимания личности гармонично перекликаются с психологической типологией индивидуальных стилей жизни, сконструированной А. А. Кроником [3].

    http://www.scorcher.ru/art/life/art/15.htm
  15. +Функциональная взаимозависимость психологических свойств смысла жизни[недоступно]

    В статье представлены результаты исследования функционального взаимодействия дифференциально-психологических свойств индивидуального смысла жизни - широты и конфликтности. На эмпирическом материале показано, что функциональная оптимальность содержательно разнородного ("широкого") смысла жизни зависит от уровня согласованности-конфликтности образующих его ценностей. Ключевые слова: смысл жизни, смысложизненный кризис, широта смысла жизни, конфликтность смысла жизни.

    // Теоретическая и экспериментальная психология • 2013 • Т. 6 • № 2 • С. 14-30

    В настояще время публикация недоступна.
    http://elib.grsu.by/katalog/188218-433938.pdf
  16. +Ценностные конфликты и смысложизненный кризис в развитии личности[недоступно]

    Рассматриваются психические механизмы и закономерности ненормативного кризиса, вызванного конфликтом в системе смысложизненных ценностей личности. Выделяются различные виды смысложизненного кризиса в развитии личности, и в частности кризис неоптимального смысла жизни. На эмпирическом материале доказывается гипотеза о том, что конфликтный смысл жизни, будучи частной разновидностью неоптимального смысла жизни, обусловливает переживание личностью кризиса. Установлено, что взаимосвязь между конфликтным смыслом жизни и кризисным состоянием существенно опосредуется продуктивностью самореализации личности. Ключевые слова: личность, смысл жизни, смысложизненный кризис, неоптимальный смысл жизни, конфликтный смысл жизни, удовлетворенность жизнью

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.psystudy.com/index.php/num/2011n5-19/553-karpinskii19.html
  17. + Человек как субъект жизни

    В монографии представлены результаты психологического анализа личности в качестве субъекта деятельности и индивидуального жизненного пути. В общепсихологическом аспекте рассматривается субъектная активность личности, освещаются ее специфические функции, особенности формирования, детерминации и проявления. Анализируются методологические и теоретические аспекты психологической концепции личности как субъекта жизни, обсуждаются перспективы применения смыслового подхода в данной области психологических исследований, обосновывается понятие жизнедеятельности как деятельности по построению индивидуального жизненного пути личности.

    http://www.zipsites.ru/books/chel_kak_subekt_zhizni/
  18. +Широта и иерархичность смысла жизни как факторы кризисного развития личности[недоступно]

    В статье теоретически обоснована и эмпирически доказана гипотеза о том, что структурные свойства смысла жизни - широта и иерархичность - выступают значимыми факторами развития личности и, в частности, переживания ею смысложизненного кризиса. Ключевые слова: развитие личности, смысл жизни, широта, иерархичность, осмысленность жизни, смысложизненный кризис

    // Ярославский педагогический вестник - 2013 - № 3 - Том II (Психолого-педагогические науки)

    В настояще время публикация недоступна.
    http://vestnik.yspu.org/releases/2013_3pp/42.pdf