ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Джерелиевская И.К.

Джерелиевская Ирина Константиновна - кандидат педагогических наук, доктор философских наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности Московского городского университета управления Правительства Москвы

И.К. Джерелиевская - автор более ста научных трудов по вопросам социально-культурной политики и управленческой деятельности в сфере культуры.

Публикации
  1. + Личностная детерминанта социального порядка — аксиологический аспект.

    Одним из главных вызовов человеческому сообществу в начале ХХI века становится противостояние универсализации стандартов социального порядка современного мира, с одной стороны, и стремления к сохранению ценности личностного бытия, с другой. Основанием сложившейся на его основе социокультурной ситуации, особенно в условиях современного системного мирового кризиса, является неконструктивность доминирующих типов связей ценностно-культурных оснований человеческого мира с разнообразными информационными и технико- технологическими системами — факт, признанный как отечественными, так и зарубежными исследователями 1. Вследствие этого на фоне глобализации, становящейся большим испытанием для жизнеспособности ценностей локальных культур и сообществ, формируется парадоксальная ситуация: процессы организации и регулирования общества, призванные сформировать основания социального порядка, ведут к росту социального хаоса. В результате этого возрастают деструкции не только в экономических и политических процессах, но и в самих основаниях воспроизводства личностного бытия, становящегося все более хрупким и ненадежным. А потому ускоренными темпами происходит смещение места человека на периферию современного социального порядка и соответствующих ему институтов. Тенденции неконструктивности личностной детерминации социального порядка, выражающиеся, прежде, всего, в дефиците личностей, масштаб деятельности которых соответствовал бы сложности стоящих задач и был бы основан на приоритете высших ценностей, в первую очередь, ответственности и долга, отчетливо обозначились в начале ХХI века. В таких условиях актуализируется социальный заказ на социально- философские исследования, в которых предлагаются инновационные модели конструктивных связей общего и единичного, устойчивого и изменчивого, объективного и субъективного, институтов и ценностей, традиционного и инновационного, но главное — развитие потенциала личностной составляющей в условиях стремительно меняющегося современного мира. Ответом на этот социальный заказ в отечественной социально- философской мысли стала проблематизация условий самоопределения человечества, наций, стран, отдельных людей, а также аксиологических оснований жизненного пространства человека, возможностей обеспечения его устойчивого развития в условиях радикальных трансформаций мирового общественного в первое десятилетие ХХ1 века социального порядка дала основания И.Валлерстайну для вывода: «социальная система заходит в тупик, из которого миру будет очень трудно выбраться. …В настоящее время мы находимся на развилке системных процессов. Вопрос уже не в том, каким образом капиталистическая система сможет исцелить свои раны и возобновить наступление. Вопрос в том, что придет на смену этой системе. Какой порядок вырастет из окружающего нас хаоса?»2 Поиск нового типа самоидентификации закономерно привел к оживлению интереса к классической проблеме мировой и отечественной социально-философской мысли — проблеме связи личности и общества и концептуализации парадигм, обосновывающих возможные оптимальные модели современной личностной детерминации социального порядка, способствующие минимизации глобальных угроз в современном кризисном мире. Важным и недостаточно изученным аспектом здесь является аксиология личностного бытия в ее отношении к современному социальному порядку, вычленение концептуальных оснований и их продуктивных компонентов, которые обусловливают возможность «диалога» внутреннего и внешнего мира личности, связанного с его выбором, самосознанием, способностью к сохранению ценностей и переориентации на новое ценностное сознание. порядка, полилинейности развития коммуникаций и распадающейся системы традиционных ценностей. Рефлексия сложившегося

    // АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук МОСКВА 2009

    http://sartraccc.ru/Disser/jerelievskaya.pdf
    http://vak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/filosof/2009/28-12/DzherelievskayaIK.doc