ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Абросимова Ю.А.

Абросимова Юлия АлександровнаАбросимова Юлия Александровна - кандидат психологических наук, зам. директора Научно-практического центра Эриксоновской Коммуникации.

Родилась и выросла на Дальнем Востоке. В Саратове закончила отделение психологии СГУ, работала психологом на предприятии. С 1989 по 1994 г. - участник и организатор международных семинаров-тренингов по НЛП и эриксоновскому гипнозу в России и США. С 1995 г. - соучредитель двух психологических центров в Саратове. Автор 25 научных статей, свыше 60 тренинговых программ, практикующий психолог, тренер.

Публикации
  1. + Социально-психологические характеристики образа интегрированной личности

    Обращение к теме исследования социально-психологических характеристик образа интегрированной личности обусловлено целым рядом причин социального, теоретического и прикладного характера. Интенсификация трансформационных процессов в экономической, политической, социальной и культурной сферах ведет к росту числа кризисных ситуаций в жизни общества и человека, требующих актуализации адаптационного потенциала личности (Анцыферова Л.И., Белинская Е.П.). Расширяется спектр социально-коммуникативных ситуаций высокой степени неопределенности, для которых необходим поиск основных регуляторов происходящих процессов как моделей должного. Образ интегрированной личности в качестве одного из таких регуляторов нуждается в специальном исследовании своих ценностно-смысловых и коммуникативных составляющих. Социально-психологический интерес к проблеме исследования образа интегрированной личности обусловлен свойствами данного образа как эталона внутренней и внешней согласованности и стремления к самоактуализации, что предполагает самостоятельный выбор субъектом вектора активности в преодолении трудных жизненных ситуаций (Реан А.А.). Накоплен довольно обширный пласт исследований, в которых термин «интегрированная личность» используется в описании процесса формирования возможностей самореализации субъекта и обозначает одну из основных целей психокоррекции. Но, несмотря на то, что необходимость личностной интеграции признается многими исследователями (Ассаджиоли Р., Братусь Б.С, Васильева О.С., Гроф С., Кабрин В.И., Маслоу А.Г., Роджерс К.Р. и др.) и эффективность коммуникации, регулируемой образом интегрированной личности также не вызывает сомнения у ряда авторов (Глэддинг С., Фрейджер Р., Фэйдимен Д., Роджерс К. и Н., Бюджентал Д., Боуэн М.В.), возникает проблема идентификации данного феномена как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. Социально-психологические характеристики образа интегрированной личности проявляются в пространстве межличностной коммуникации «психолог — клиент». Развитие интегративного подхода в психокоррекции с опорой на целостную систему «я» (Братусь Б.С., Зайченко А.А., Козлов В.В., Орлов А.Б.) порождает новые модели помогающей коммуникации, в которых точность передачи смыслов и оптимальный контекст их трансляции (атмосфера общения) являются основными коммуникативными факторами успешности личностной интеграции. Идентификация и поддержание тенденций к интеграции требует определения основных компонентов образа интегрированной личности, выявления того, как данный образ закреплен в языке коммуникантов, что способствует развитию коммуникативной компетентности участников общения как инструмента личностной интеграции и дальнейшей социальной адаптации. Расширение социального контекста наблюдаемых явлений исследуемого образа обнаруживает его специфику в соответствии с формами деятельности, в 3 которой данный образ осваивается, и социальной идентичностью участников коммуникации, в которой он проявляется. Социальные представления об интегрированной личности у носителей обыденного сознания (клиентов не психологов) отличаются от таковых у носителей научного сознания (психологов), несут свои глубинные смыслы, с трудом поддающиеся кодификации. Проблема взаимопонимания применительно к образу интегрированной личности в контексте общения психолога и клиента становится решаемой благодаря опоре на значения как «социокультурные инварианты» общественного опыта (Леонтьев Д.А.). Данные значения входят в состав поля социальных представлений (Московичи С., Абрик Ж.-К.) об интегрированной личности, поэтому определение основных характеристик значений исследуемого образа как разделяемых кодов социального взаимодействия носителями обыденного и научного сознания позволяет оптимизировать процессы их межличностной коммуникации. Образуется семантическое пространство диалога, в котором осуществляется трансляция смыслов при смене доминирующего языка описания: его знаковых и дознаковых форм (Улыбина Е.В.). Таким образом, создается противоречие между полнотой изучения содержания феномена интегрированной личности и недостаточной разработанностью вопроса о социально-психологических характеристиках данного образа на уровне обыденного и научного сознания. Отсутствие систематизированных данных о значениях образа интегрированной личности, универсальных и специфичных для носителей обыденного и научного сознания как участников коммуникации «психолог — клиент», побуждает обратиться к рассмотрению главной проблемы исследования социально-психологических характеристик данного образа. Для носителей научного сознания содержательные аспекты данной проблемы состоят в трудностях перехода с первичных форм языка, характерных для освоения новых областей познания, к понятийным формам научного осознания данной области, с символической системы языкового кодирования к знаковой системе научных понятий, что необходимо для корректного проведения дальнейших научных исследований и продуктивного обмена их результатами. При использовании полученных результатов в общении с носителями обыденного сознания необходим обратный переход от смысловых к образным аспектам значений исследуемого феномена, выражаемых символическим языком метафор и аналогий, которые улучшают процесс понимания в контексте коммуникации «психолог — клиент», направленной на интеграцию личности. Следовательно, применительно к образу интегрированной личности необходимо моделирование речевой деятельности, допускающей структурные взаимосвязи и «различные формы отношений» (Петренко В.Ф.) символов (образов) и научных терминов (системы понятий) с целью оптимизации социальной коммуникация носителей обыденного и научного сознания.

    // АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Саратов 2011

    http://www.sgu.ru/files/nodes/61800/Abrosimova.pdf