ENG
         

Исаев Сергей АлександровичИсаев Сергей Александрович (1951-2000) - российский философ, культуролог, теоретик театра, режиссер, педагог-реформатор театрального образования, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель искусств России.

Закончил философский факультет МГУ, стажировался в Сорбонне. С 1988 по 2000 - был ректором Российской Академии театрального искусства (ГИТИС). Начиная с 1980 вел педагогическую работу в университетах Италии, Великобритании, Франции, Испании.

В круг интересов С.А. Исаева входила история философии и эстетики, французской литературы, театрального авангарда.

В 1991 году С.А. Исаев защитил докторскую диссертацию по Серену Кьеркегору. В том же году совместно с женой Наталией издал книгу переводов нескольких трактатов Кьеркегора «Страх и трепет».

Автор более 40 работ по истории и теории искусства, театральной эстетике и театральной семиотике в России (статьи в журналах «Московский наблюдатель», «Театральная жизнь», «Современная драматургия»), Италии, Франции, Японии. Книги: «Теология смерти. Очерки протестантского модернизма» (1991). Составитель, переводчик вступительной статьи и комментарии к книгам: «Как всегда об авангарде. Антология французского театрального авангарда» (1992), «Антонен Арто. Театр и его двойник. Театр Серафима» (1993), «Серен Кьеркегор. Страх и трепет» (1993, совместно с женой - Н.В. Исаевой), «Антология французского сюрреализма. 20-е годы» (1994, совместно с Е. Д. Гальцовой). Основал серию книг «Открытое пространство», составитель, один из переводчиков, автор введения вышедших в ней сборников: «Бернар-Мари Кольтес. Западная пристань» (1995), «Сэмюэль Беккет. В ожидании Годо. С приложением текста Ж. Делеза «Опустошенный»» (1998), «Жан Жене. Строгий надзор» (2000). "


Публикации
  1. + Косвенное сообщение: шифрованное письмецо Вечности (О Кьеркегоре)

    Кьеркегор перетолковывает на свой лад и свойственное объективному идеализму понимание человека. Тезис Гегеля о том, что человек — это самосознание, в Кьеркегоровом учении заменяется положением «человеческое «я» есть отношение к самому себе», подразумевающим бесконечный спектр индивидуальных субъективных переживаний. Однако именно внутри таких мимолетных переживаний и обнаруживается в конечном счете реальность человеческого бытия. Кьеркегор был первым, кто ввел в философскую традицию в качестве самостоятельной категории понятие «экзистенции», то есть наличного существования. Экзистенция, по его словам, — лишь «аббревиатура», общепринятое сокращение, своего рода сжатая шифровка не поддающегося объективации бытия человека, которое только сам он и может открыть «изнутри», точнее — эмоционально пережить. Но это значит, что как раз экзистенция и оказывается той предельно универсальной формулой существования, которую мы можем надеяться вывести: по словам Кьеркегора, «существование не является каким-либо точным определением или предикатом — оно само есть наилучшая форма для всех определений и предикатов» (трактат «Или — или»). Иначе говоря, экзистенция фиксирует лишь данность, момент «открытости» человеку его бытия, она попросту обозначает тот уникальный факт, что в данное мгновение я еще «есмь», продолжаю жить, продолжаю смотреть на этот мир живыми глазами. Все прочие категории просто наслаиваются на это предельно острое ощущение собственного существования, — они как бы расшифровывают эту базовую категорию, окрашивая ее, наполняя ее конкретным смыслом. Эта попытка создания экзистенциального варианта «истинного христинства» вылилась у Кьеркегора в создание новой онтологии — онтологии, в которой весь мир как бы зависает на кончике иглы — на уникальном переживании данного момента как момента, в который я («еще»? «уже»?) жив, бесспорно существую

    http://magazines.russ.ru/vestnik/2005/16/is23
    http://www.kierkegaard.newmail.ru/biblio/Isaeva_Isaev.html