ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Логинова И.О

Логинова Ирина Олеговна Логинова Ирина Олеговна (1970) - доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики последипломного образования, декан факультета клинической психологии Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Сфера научных интересов: психология творческой деятельности, психология самоосуществления человека.

Публикации
  1. + Жизненное самоосуществление человека в трудах С. Л. Рубинштейна и в современной психологии (в сборнике)

    Жизненное самоосуществление относится к категории тех понятий в психологии, которые не появляются в один момент в жизни человека и не сопровождают его на протяжении определенного отрезка жизни. Скорее наоборот, жизненное самоосуществление человека связано с «вырастанием», «взрослением» вполне определенных структур, совокупность которых и определяет возможность человека быть чувствительным к ситуации, где он может реализовать (осуществить) себя. Кроме того, реализуя себя, он выходит за пределы того уровня достижений, который был у него до начала данной деятельности. Происходит то, что И. Пригожин назвал движением от бытия к становлению и обратно, когда переносится акцент с положения равновесия на состояние неустойчивости, где рождается и перестраивается структура. Эта одномоментность тяготения к равновесию, к стабильности наряду с открытостью, которая «нарушает» установленные правила, присуща жизненному самоосуществлению человека.

    // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.

    http://www.ipras.ru/engine/documents/document2003.pdf
    http://window.edu.ru/window_catalog/files/r67580/document2003.pdf
  2. + Жизненное самоосуществление человека как проявление самоорганизации психологической системы

    Представлено понимание жизненного самоосуществления человека как проявления самоорганизации психологической систе- мы. Рассматриваются различные точки зрения на понимание самоорганизации психологических систем: самоорганизация как адаптация, самоорганизация как саморегуляция, самоорганизация как самодетерминация. Исходя из данных точек зрения, по- казаны содержательные особенности самоосуществления человека как индивидуальной жизненной стратегии, направленной на реализацию жизненного проекта. Ключевые слова: жизненное самоосуществление; самоорганизация; психологическая система.

    // Статья подготовлена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009–2013 годы».

    http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/336/image/336-169.pdf
  3. + Жизненное самоосуществление человека: системно-антропологический контекст

    По мере вступления земного сообщества в эпоху «инновационного развития», «антропоцентрированного производства», «экономики знаний» формируются новые представления о качестве жизни человека, будируя потребность нового осмысления того, что есть человек, и что же скрывает в себе феномен «жизнь», о качестве которой приходится теперь делать суждения экономистам, социологам, политологам. На повестку дня выходят вопросы об инновационном (преобразовательном) потенциале человека — как по отношению к окружающей действительности, так и самому себе. Значительная часть этих вопросов, особенно тех, которые касаются преобразующей деятельности человека, направленной на самого себя, непосредственно обращена к психологии как науке о духовных процессах в рамках человековедения (в гуманитарном смысле этого понятия). Одним из центральных среди них является вопрос о том, является ли жизнь тем, что активно (само)осуществляет человек (по формуле «Я живу») или это то, что само осуществляется в человеке (по формуле «Мне живется»). Внешне такой вопрос кажется риторическим или надуманным, но именно его поставил в свое время Л. С. Выготский на предмете мыслительной деятельности, отметив, что есть большая разница между «Я думаю» и «Мне думается». «Сказать «Я думаю» и «Мне думается» — значит дать две противоположные теории мышления» (Л. С. Выготский, 2000). Перефразируя Л. С. Выготского, можно сказать, что за формулировками «Я осуществляю жизнь» или «жизнь осуществляется во Мне» также стоят две противоположные теории мышления. Исходный замысел нашего исследования и его сверхзадача заключались в поиске теоретико-методологических оснований для доказательства того факта, что за указанными формулами на самом деле скрываются разные формы профессионально-психологического мышления, за которыми стоят разные парадигмы, отражающие различные, но преемственные этапы непрерывного движения психологической мысли. Известно, что современный этап развития науки есть ничто иное как зона «перекрытия» двух парадигмальных установок (неклассической и постнеклассической), в постепенной смене которых проявляет себя механизм саморазвития науки (В. Е. Клочко, 2005, 2008). Нам казалось актуальным найти доказательства того, что направленность этого развития совпадает с тем, как оно было намечено Л. С. Выготским применительно к развитию высших психических функций и самого человека как их системообразующего основания. «Все развитие в том, что развитие функции идет от мне к я» (Л. С. Выготский, 2005). Проблема жизненного самоосуществления человека — это не рядовая проблема психологической науки, и это не проблема, инициированная амбициями автора, тщащегося поставить в почти одноименный ряд устоявшихся понятий (самореализация, самоактуализация, самодетерминация, самоопределение, самоидентичность и т. п.) еще одно понятие. Проблема в том, что даже взятые вместе (как совокупность или даже «система») эти понятия не перекрывают те референты, которые стоят за понятием «жизненное самоосуществление». Весь ряд упомянутых (и не упомянутых) понятий, начинающихся с приставки «само-», число которых переваливает за десяток, открыто или скрыто подразумевает систему, которую неклассическая наука смогла сделать предметом своего исследования. Среди понятийного аппарата психологии, которая вынесла в постнеклассицизм многообразие категорий, описывающих различные проявления «самости» человека, понятие «жизненное самоосуществление» является предельно общей категорией, раскрывающейся через совокупность всех данных понятий и носящей полидисциплинарный характер. Данный термин используется в философии (М. М.Бахтин, Н. А.Бердяев, Л. Бинсвангер, Д. Бьюдженталь, И. Г. Гердер, А. Камю, С. Кьеркегор, М. К. Мамардашвили, Ж. П. Сатр, П. А. Флоренский, С. Л. Франк, М. Хайдегер, К. Ясперс и др.), философской антропологии (А. Гелен, М. Ландман, Г. Плесснер, В. Н. Филиппов, М. Шелер, П. Шульц и др.), культурологии (Л. Г. Брылёва, и др.), социологии (Б. А. Душков, Р. Парк, Ю. Хабермас и др.), акмеологии (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Н. В. Кузьмина, Е. В.Селезнева и др.), психологии (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. А. Анцыферова, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Ш. Бюлер, Е. П. Варламова, Е. Е. Вахромов, Л. С. Выготский, Э. В. Галажинский, В. В. Знаков, Д. А. Леонтьев, В. Е. Клочко, А. Б. Орлов, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, А. А. Ухтомский, В. Франкл, Э. Фромм, В. Э. Чудновский, К. Юнг и др.). Несмотря на то, что обращение к проблеме самоосуществления человека в философии и философской антропологии состоялось раньше, чем в психологии, выход к человековедческим проблемам есть отражение общей тенденции развития науки, переживающей «антропологический поворот» (В. И. Слободчиков, 1998), ведущий «от саморегуляции личности к самоорганизации человека» (В. Е. Клочко, 2007), позволяющий перейти к более широкому осмыслению данной категории и показать многообразие проявлений самости человека как форм его жизненного самоосуществления.

    // АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Томск – 2010

    http://www.pandia.ru/144037/
    http://sun.tsu.ru/mminfo/2010/000393330/000393330.pdf
  4. + Инновационное поведение как способ взаимодействия человека с миром в процессе жизненного самоосуществления

    Представлено понимание инновационного поведения как способа взаимодействия человека с миром в процессе жизненного самоосуществления. Акцентировано внимание на ценностном содержании инновационного поведения, задающем рамки нового стандарта жизни, который не ограничивается социально- экономическим функционированием общества. Показано, что инновационное поведение, проявляющееся в ситуациях перевода возможности в действительность, характеризующееся одномоментностью тяготения к равновесию, к стабильности наряду с открытостью, выступает особым способом взаимодействия человека с миром в процессе жизненного самоосуществления. // Ключевые слова: Инновационное поведение, жизненное самоосуществление человека, постнеклассический идеал рациональности, самоорганизация.

    // Вестник Адыгейского государственного университета: сетевое электронное научное издание. 2010. УДК 316.614 ББК 60.526.1 Л 69

    http://www.vestnik.adygnet.ru/files/2010.2/946/loginova2010_2.pdf