ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Дорофеев Д.Ю

Дорофеев Даниил Юрьевич (1972) - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и заместителем декана гуманитарного факультета по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича(СПбГУТ), главный редактор ежегодно выпускаемого на философском факультете «Вестника ГФ».

Сфера научных интересов: философско-антропологическая проблематика современной философии, религиозные основания персонализма. Д.Ю. Дорофеев - автор более 30 публикаций.

Публикации
  1. + Любовный экстаз (Антропологические понятия и категории: любовь, пол, брак, семья)

    Реальность нашего повседневного существования такова, что в качестве своего необходимого условия предполагает дистанцированность, отстраненность одного человека от другого. Существуя как независомое, отдельное Я человек по необходимости отделяет себя от другого- и это осуществляется не столько как теоретический акт, сколько как жизненно-практический. Ведь это проблема не только сознания, но и повседневного существования любого человека, сталкивающегося на улице с Другим, который не только подчеркивает конечность моего Я, но и пытается завоевать, подчинить и ущемить его. Именно это жизненное столкновение с Другим является самым сильным доказательством его существования- я на себе, своем теле ощущаю реальность его присутствия, всю силу его потенциальной агрессии. И в таком положении отстраненность есть определенная компромиссная форма отношений, позволяющая как уберечь мое Я от конфликтов с Другим, так и сохранить его от различных расслабляющих сочувствий и переживаний.

    http://anthropology.rchgi.spb.ru/forum/dorofeev3.htm
  2. + Манифестации времени позднего Шелера (в соприкосновении с ранним Хайдеггером)

    Видимо, невозможно, обращаясь как к тематике самоопределения философской антропологии вообще, так и ее конкретного воплощения(пускай даже лишь в форме проекта) у Шелера, обойтись без соотнесения с хайдеггеровской позицией, которая является своеобразной лакмусовой бумажкой, неотъемлемой конститутивной составляющей в этом вопросе.

    // Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта по созданию информационной системы "Макс Шелер и Россия", проект № 08-03-12-137в

    http://www.max-scheler.spb.ru/content/view/81/52/#_ftn1
  3. + Проблемы современной философской антропологии: спонтанность и суверенность человека

    Обычно его [проекта философской антропологии] зарождение и формирование связывают с именем Макса Шелера, который в своих поздних работах и выступлениях постоянно обращался к проблеме философской антропологии. Но в том, как он заявляет задачи философской антропологии, обнаруживается лишь призыв к систематическому объединению под главенством философии и в полагаемой ею перспективе добытых всеми науками знаний о человеке, которые рассматриваются как фундированные некой единой метафизической сущностью человека и выведенные из нее; поэтому и во введении к своему главному труду Шелер постулирует выявление этой "сущности человека" (das Wesen des Menschen) на основе всех возможных знаний о нем, прежде всего в области естественных наук, теологии и философии, что должно создать новый синтез, объединяющий все разорванные до сих пор представления о нем [6: 133-135]. Однако в том, как Шелер осуществляет эту заявку (даже учитывая ее незаконченный характер) мы видим не очертания философской науки, которая "могла бы стать последним философским основанием (курсив наш. - Д. Ю.) и в то же время точно определить исследовательские цели всех наук, которые имеют дело с предметом "человек"" [6: 70], а только частную, исходящую из определенных (главным образом философско-виталистических и религиозных) предпосылок попытку создать некую метафизическую картину человеческого бытия в его отношениях с Богом, природой, миром.

    // Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках развития проекта по созданию информационной системы "Макс Шелер и Россия", проект №08-03-12-137в.

    http://www.max-scheler.spb.ru/content/view/138/52/
  4. + Философско-антропологические принципы феноменологической аксиологии Макса Шелера

    ...сердце и идущие из него эмоции перестают рассматриваться как психические состояния, а предстают во всем величии своей космической и трансцендентной фундаментальности. Сердце, говорит поэтому Шелер вслед за Паскалем, имеет свою, независимую от рассудка, логику, logique du coeur, "сердцевина" которого - любовь. Чтобы подчеркнуть онтологическую значимость любви, не позволяющую видеть в ней лишь частную характеристику человеческого, Шелер даже говорит о особом порядке любви, ordo amoris, который основывается на соответствии божественному порядку. В любви тем самым человек приобщается к божественному, точнее уже сам идет навстречу ему, так как само оно изначально присутствует в его сердце, а через это, преодолевая собственное самоотчуждение, возвращается к самому себе как изначально укорененному в нем. Но любовь человека может быть разная, и не всякая любовь раскрывает Бога в его открытости и чистоте. Сам человек обнаруживает себя в том, как он осуществляет свой ordo amoris, насколько полно проявляются в нем ценности, насколько приближается он к Богу. Шелер подчеркивает, что этот порядок может осуществляться правильно и неправильно, то есть любить можно правильно и неправильно, а связано это с тем, что каждое сущее, достойное любви, воплощает в себе свою собственную ценность, которая занимает отведенное ей место в иерархии божественных ценностей. Поэтому и порядок любви должен отвечать именно этому месту данной ценности, в соответствии с которым и должно осуществляться "совершенно определенным образом нюансированное движение души к этому предмету"

    // Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта по созданию информационной системы "Макс Шелер и Россия", проект № 08-03-12-137в.

    http://www.max-scheler.spb.ru/content/view/80/52/
  5. + Эмоции и чувства в современных философско-антропологических исследованиях

    В настоящей статья мне хотелось бы разобрать и проанализировать рецепции современной европейской философии феноменологической и философско-антропологической проблематики эмоций и чувств на одном примере . Для этого я решил остановиться на недавно вышедшей книги молодого испанского философа Ингрид Вендрелл Ферран "Эмоции. Чувство в реалистической феноменологии" (Ingrid Vendrell Ferran. Die Emotionen. Gefuhle in der realistischen Phanomenologie. Akademie Verlag. 2008).

    // Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта по созданию информационной системы "Макс Шелер и Россия", проект № 08-03-12-137в.

    http://www.max-scheler.spb.ru/content/view/131/52/