-
+
-
Феноменологический подход к проблеме «Других сознаний».
Субъективно-идеалистическая философия сделала открытие: имеется сколь угодно много причин, но нет ни одного основания считать, что существуют другие сознания, кроме моего. Материалистическое естествознание лишь подтверждает правоту своего давнего оппонента: правило «считать разумным существом того, кто на такие стимулы реагирует таким образом» есть удобный инструмент бихевиоризма, но не абсолютная истина. Для изучения общества полезно считать, что оно состоит из разумных деятелей, имеющих цели и умеющих использовать адекватные средства. Но полезное мнение не есть объективное знание. Обыденная практика тоже свидетельствует в пользу интерсубъективности (солипсист разъясняет другим людям преимущества солипсизма), но такие свидетельства вполне могут быть истолкованы в солипсистских терминах. Например, «мне кажется, что ты отвечаешь на вопрос, который, как тебе показалось, я тебе задал». Сложилось мнение, что солипсизм отвергается по чисто прагматическим соображениям, но логически не опровергается. Мы считаем, что феноменология в силах разрешить задачу опровержения солипсизма и доказательства существования другого я, применяя методы родственного направления научной философии — логического позитивизма.
- http://www.max-scheler.spb.ru/content/view/149/60/