ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Шрейбер Т.В.

Шрейбер Татьяна Викторовна - старший преподаватель кафедры общей психологии Удмуртского государственного университета, кандидат психологических наук.

Публикации
  1. + Детерминанты смыслообразующей активности личности (на материале исследования старших школьников)

    Наряду с неоднозначностью и многоаспектностью толкования понятия «активность», исследования активности, различных её форм и видов, вносят неоценимый вклад в понимание источников, причин человеческого поведения, деятельности, саморазвития. Многочисленными исследованиями, проводимыми в Пермской психологической школе, подтверждена опосредующая функция стилей моторной (И.Е.Праведникова), волевой (Ю.Я.Горбунов), эмоциональной (П.В.Токарев), коммуникативной (С.А.Васюра), учебной (А.А.Волочков) активности на характер разноуровневых связей интегральной индивидуальности. Проблема изучения смыслообразующей активности является одной из важнейших в современной психологии. Большинство исследований, посвящённых смыслам и смыслообразующей активности, рассматривают их в качестве регуляторов поведения и деятельности личности (Д.А.Леонтьев, В.Э.Чудновский, Н.Н.Королёва, Э.В.Галажинский, М.Р.Гинзбург, О.С.Васильева, Н.Е.Андрущенко Н.Н.Трубников, Г.А.Вайзер, В.Г.Немировский). Наряду с постулируемой высокой значимостью смыслообразующей активности в жизни человека, до сих пор остаются нераскрытыми факторы, обеспечивающие высокий уровень смыслообразующей активности а, следовательно, и успешность нахождения человеком смыслов собственной жизни и деятельности. В качестве этих факторов можно рассматривать устойчивые личностные, динамические свойства, устойчивые стратегии поведения и деятельности, которые интегрируются в систему саморегуляции личности. Проблеме саморегуляции в целом, а также отдельным её аспектам: саморегуляции различных видов деятельности, поведения человека, процессов принятия решения, волевой, эмоциональной, интеллектуальной, мотивационнной саморегуляции посвящены работы Б.Г.Ананьева, В.Г.Асеева, Л.П.Басова, В.А.Иванникова, Т.Д.Калистратовой, О.А.Конопкина, Ю.Н.Кулютина, В.В.Кочеткова, Т.В. Корниловой, А.А.Кроника, Б.Ф.Ломова, В.И.Моросановой, А.К.Осницкого, Л.И.Рожиной, И.Г.Скотниковой, В.И.Селиванова, А.Я.Чебыкина, В.А.Ядова, Н.Н.Ярушкина. Они подтверждают, что в любой сфере проявления субъектности привычность, отработанность, сформированность регуляторного опыта способствуют не только успешности решения стереотипных задач, но и высвобождению больших возможностей для самоопределения, самоактуализации человека в решении проблем, постановке творческих задач. Таким образом, особенности системы саморегуляции могут выступать фактором формирования смыслообразующей активности личности. Противоречие заключается в том, что высокая смыслообразующая активность необходима для успешного решения жизненных проблем, но не определены психологические механизмы её формирования. Таким образом, затрудняется поиск эффективных стратегий консультативной и коррекционной психологической работы. В то же время, с поиском смыслов связаны процессы личностного, профессионального самоопределения, преодоления кризисных и психотравмирующих ситуаций. Актуальной является проблема рассмотрения психологических детерминант смыслообразующей активности, в качестве которых выступают особенности саморегуляции (динамические, личностные регуляторные свойств).

    // АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Пермь 2006

    http://wap.pspu.ru/docs/auto-ref/shreiber.doc