ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Новиков A.И.

Анатолий Иванович Новиков (1938-2003) в 1972 году защитил кандидатскую диссертацию «Алгоритмическая модель смыслового преобразования текста» по специальности «психология». С 1977 года работал в Институте языкознания. В ИЯ А.И. Новиков прошел путь от старшего научного сотрудника до заведующего Отделом прикладного языкознания (с 1994 г.). В 1983 г. он защитил докторскую диссертацию «Структура содержания текста и возможности ее формализации». В этом же году вышла его монография «Семантика текста и ее формализация». Вел курс прикладной лингвистики в Московском государственном лингвистическом университете, руководил семинаром «Актуальные проблемы прикладной лингвистики», в Отделе прикладного языкознания Института языкознания РАН.

Публикации
  1. + Смысл как особый способ членения мира в сознании

    Проблема смысла для языкознания является достаточно традиционной. Известно, что интерес к ней то затухал, то возобновлялся вновь. Пристальное внимание уделяется проблеме смысла и со стороны таких разделов знания, как философия, психология, социология, недавно сформировавшаяся когнитивная наука и др. Этот постоянный интерес, возможно, объясняется некоторой загадочностью данного явления вследствие чрезвычайной противоречивости его конкретных проявлений и как бы постоянно ускользающей его сущности. Между тем смысл является центральным звеном многих ментальных, в том числе, и речемыслительных процессов, изучение и моделирование которых связано с решением актуальных и чрезвычайно значимых теоретических и практических задач, с разработкой новых коммуникативных и когнитивных технологий. Проведенный нами анализ основных подходов к решению проблемы смысла позволил выделить ряд противоречий, некоторые из которых можно рассматривать как дихотомические признаки, характеризующие данное явление [Новиков 1999]. В данном случае хотелось бы обратить более пристальное внимание на внутреннее противоречие, кроющееся в представлении о смысле, как его способности быть результатом понимания речевых произведений, причем, наиболее точным и адекватным и в то же время характеризоваться непосредственной ненаблюдаемостью, имплицитностью, затрудненностью вербализации. Понимание причин данного противоречия может существенно приблизить нас к более полному пониманию сущности смысла. Для философии характерно связывать смысл с такими категориями как значимость и ценность. Например, для Э. Гуссерля «смысл — это актуальная ценность, значимость предмета для субъекта. Отсюда следует, что смыслы функциональны: предмет, поступок, действие, высказывание приобретают смысл в рамках целого — жизненной ситуации и шире — жизнедеятельности человека, если это оказывается значимым для ее самосохранения, развития»

    // Языковое сознание и образ мира. М., 2000;

    http://psycholing.narod.ru/monograf/novikov-2.htm
  2. + Смысл: семь дихотомических признаков

    предпринимались неоднократные попытки исключить смысл из сферы научного анализа. Следует отметить, что для этого имеются определенные основания. Одно из них связано с представлением о смысле как экстралингвистическом явлении. В этом легко убедиться, если обратиться к тем определениям данного явления, которые даются в некоторых толковых словарях. Наиболее общим признаком, содержащимся практически в каждой дефиниции данного понятия, является его отнесенность к ментальной, а не языковой сфере. Согласно таким определениям смысл - это "внутреннее содержание, значение, постигаемое разумом…" (Словарь русского языка 1987), "разум, рассудок, внутреннее логическое содержание, постигаемое разумом…" (Словарь русского языка 1984), "идеальное содержание, идея, сущность…"(Советский энциклопедический словарь 1980) и др. Другим основанием, по которому выделяется данное понятие, являются характеристики, связанные с деятельностью сознания: "разумное основание, назначение, цель, резонная причина…"(Словарь русского языка 1984), "цель, разумное основание…"(Словарь русского языка 1987), "предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо…(Советский энциклопед. словарь 1980) и др. Все это несомненно имеет отношение к экстралингвистическим явлениям:"смысл события, смысл происходящего, смысл поступка, смысл жизни" и др. Примечательно, что в Лингвистическом энциклопедическом словаре отдельная статья, посвященная смыслу, отсутствует вообще (Лингвистический энциклопедический словарь 1990). Возможно это связано с оценкой данного понятия составителями словаря как не имеющего прямого отношения к языкознанию.

    // Текст создан в рамках проекта "Русскiй языкъ" (uri: http://teneta.rinet.ru/rus)

    http://www.erudition.ru/referat/ref/id.24243_1.html
    http://teneta.rinet.ru/rus/ne/novikov_smysl-sem.html
    http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=875&binn_rubrik_pl_articles=121
    http://newasp.omskreg.ru/intellect/f52.htm