ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Чумакова М.А.

Публикации
  1. +Личностные предпосылки рационального выбора в условия[недоступно]

    Человек в современном мире - это человек, принимающий решения в условиях неопределенности и реализующий при выборе весь свой интеллектуально-личностный потенциал (Асмолов, 2002; Зинченко, 2007; Корнилова, 2003; Леонтьев Д.А., 2002). В непсихологических моделях выбора как принятия решения рассматривались внешние источники неопределенности, информационная подготовка, нормативные критерии и логические стратегии принятия решений (Канеман и др., 2005; Корнилова, 1999; Корнилова, 2003; Лефевр, 2003; Нейман, Моргенштерн, 1970; Поддьяков, 2006 и др.). В психологических моделях выделяются внутренние источники субъективной неопределенности: 1) когнитивные компоненты, связанные с построением образа ситуации и использованием интеллектуального ресурса; 2) опыт, включающий знания, навыки и т.д.; 3) личностно-мотивационные компоненты; 4) планы, стратегии, тактики, - (Гордеева, 2007; Гусев, Уточкин, 2007; Зинченко, 2007; Корнилова, Тихомиров, 1990; Корнилова, 2010 а; Петренко, 2010; Саймон, 1993; Холодная, 2000; Gilboa, 2009; Shafir, LeBoeuf; 2002 и др.). Актуальным является раскрытие психологических систем динамической регуляции выбора с точки зрения как значимых личностных предпосылок, так и новообразований в актуалгенезе его подготовки и осуществления. Принятие и преодоление неопределенности выступает необходимым условием целостного интеллектуально-личностного опосредствования выборов как разного типа решений человека. Толерантность к неопределенности выступила необходимым условием личностной регуляции выбора и общего движения к развитию принципов гуманизации психологии (Асмолов, 2002; Балл, 2009; Леонтьев Д.А., 2009; Корнилова, 2010а; Солдатова, 2008). Терминология "рационального" и "личностного" выборов зафиксировала преимущественную ориентацию его психологических моделей на те или иные звенья регуляции, которые при опоре на идею единства интеллекта и аффекта (Б. Спиноза, Л.С. Выготский, О.К. Тихомиров) должны рассматриваться как 4 функционирующие в динамическом единстве. Когнитивный и интеллектуальный аспекты регуляции выбора (Канеман, 2003; Козелецкий, 1979; Корнилова, Тихомиров, 1990; Kaneman, Tversky, 1979 и др.), волевой (Иванников, 1991; Узнадзе, 1966) и мотивационно-смысловой (Василюк, 1997; Корнилова, 2002, 2007; Леонтьев, Пилипко, 1995; Ломов, 1981; Мандрикова, 2006 и др.) продолжают выступать самостоятельными и относительно автономными линиями анализа.

    // Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук

    В настояще время публикация недоступна.
    http://pk.mgppu.ru/index.php?option=com_remository&Itemid=32&func=download&id=94&chk=53eb3089d968965da42c6237bf608b15&no_html=1