-
+
-
Свобода воли в Исламе
Приверженцы этой школы утверждают, что человек обладает свободой действий и поступков; он может решать свою судьбу так, как он того желает, согласно своей воле и наклонностям. Самое существование, накладывающее ответственность на человека, сожаление, которое он испытывает по поводу некоторых своих поступков, наказание, которым закон преследует преступника, поступки, совершаемые человеком во имя изменения хода истории, науки и технологии, создаваемым человеческим умом, — разве все это не доказывает, что человек свободен в своих действиях? Равным образом, разве сама вера в пророков, в божественную справедливость, в воскрешение и Судный день не покоится на свободе выбора поступков и действий? Было бы совершенно бессмысленным допускать, что Бог, с одной стороны, вынуждает человека совершать неблаговидные поступки, а с другой, Сам же наказывает его за это. Было бы несправедливо также полагать, будто Создатель наставляет нас на какой-то путь, а затем Сам же заставляет нас расплачиваться за грехи и заблуждения наши. Если бы поступки людей были актами божественной воли, то все зло и несправедливости в этом мире признавались как исходящие от Бога, в то время как предвечная сущность Всевышнего предусматривает недопустимость совершения мерзкого, злодеяния и обмана с Его стороны. Если бы у человека не было свободы воли, то вся концепция ответственности носила бы несправедливый характер. Жестокий тиран не понес бы никакой ответственности, справедливость была бы не в почете, ибо самое понятие ответственности имеет смысл лишь в рамках того, что представляется возможным и достижимым для человека.
// (гл. из книги Бог и его атрибуты)
- http://www.alhassanain.com/russian/book/book/beliefs_library/fundamentals_of_religion/monotheism/tovhid/008.html