-
+
-
Свобода воли в исламской философии средних веков
В первоначальной стадии своей эволюции арабо-мусульманская философия в соответствии с запросами общества, переживающего период политического и культурного подъема, проявляла преимущественный интерес к так называемым «теоретическим наукам». Вопрос о месте философии в социальной жизни человека не ставился, ввиду чего и свое отношение к господствующему мировоззрению философы определяли с точки зрения скорее теоретического, чем практического разума, либо отрицая, либо формально признавая истинность «божественных законов». В мировоззренческом плане философия подготавливала почву, благоприятную для развития свободомыслия, которое ориентировалось на познание истины, запредельной не только для отдельных религий, но и религии вообще. Возникновение Ислама уже само по себе способствовало неоднозначному подходу к пониманию места и роли человека в мире, соответственно, его нравственной свободы и морального выбора. Как известно, в Исламе вопрос о свободе выбора (ихтийар) и о свободе воли (ирада) был поднят в связи со спорами по поводу критериев истинной веры и о грехах еще в VII веке. О свободе воли заговорили мурджииты, отстаивавшие свободу человека верить или не верить в Аллаха. По их учению, для веры нужна «сила внутренней необходимости» (вуджуб). Аллах справедливо оценит человека за его деяния, «отложив «свое мнение до встречи в загробной жизни (арджа — «отсрочить, отложить»).
- http://www.vatandash.ru/index.php?article=2056