ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Меграбян А.А.

Меграбян Андраник Амбарцумович

Меграбян Андраник Амбарцумович (1904) член-корреспондент АМН СССР, заведующий кафедрой психиатрии Ереванского мединститута. Сфера научной деятельности: вопросы психологии, психопато­логии, клиники нервных болезней, шизофрении, эпилепсии, алкого­лизма, наркомании, травмы головного мозга, психозов, истерии, пси­хопатии. Изучение синдрома деперсонализации - психопатоло­гического расстройства самосознания личности. Разработал оригинальную клиническую концепцию этого синдрома при самых различных психических болезнях и патогенездеперсонализации.

Публикации
  1. +Феноменологическое направление (гл. из книги «Деперсонализация»)[недоступно]

    Разновидности субъективистской психологии — психология духа, акционная, антропологическая, структурная и психоаналитическая — в основном базируются на неокантианских и махистских концепциях Гуссерля, Пфендера, Липпса и др. В центре внимания этой психологии находится психология устремлений, или актов, так называемая феноменология. Интуитивная феноменология, поучению Гуссерля, обнимает собой не душевное содержание, не духовные объекты и явления, а лишь стремление сделать доступным созерцанию душевную активность в мышлении и восприятии. В психиатрии феноменолог путем «вживания», «вчувствования» проникает в значение речевых высказываний больного. С помощью переживаний он созерцает душу больного. Ясперс в своей книге «Общая психопатология», пользующейся большой популярностью, проводит феноменологические воззрения наиболее полно. Автор ставит различие между категорией «понимания» и «объяснения». У него понимание соответствует феноменологической интуиции. Мы, например, понимаем гнев оскорбленного человека, плач побитого ребенка или же ревность обманутой жены. Причем это понимание не подчинено категории причинности. Объяснение означает объективное обнаружение связей и закономерностей: содержит элементы причинности и совершается с помощью теорий и предположений.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psylib.org.ua/books/megra01/txt07.htm
  2. +Экзистенциальное направление (гл. из книги «Деперсонализация»)[недоступно]

    За последнее десятилетие особую активность в проникновении в психиатрию обнаруживает разновидность феноменологического направления, которая носит название экзистенциального анализа, или «философии существования». Это учение, разработанное Мартином Хайдеггером, — одним из главных философов национал-социализма, — получило особенное распространение среди психиатров Швейцарии, Западной Германии и США. Наиболее характерным для этого течения является отказ от рационалистического мышления, проповедь интуитивизма, иррационализма и мистики. Под «существованием» сторонники экзистенциализма понимают имманентное самосознание, духовную жизнь, оторванную и противопоставленную объективному материальному миру. Отвергается наличие объективных, независимых от сознания личности закономерностей природы и общества. Мир существует только в сознании, и лишь субъективный интерес человека к объекту делает этот объект существующим. Совершенно не случаен интерес психиатров экзистенциалистов к проблеме деперсонализации. Не приходится сомневаться в том, что этот психопатологический клинический феномен послужил в качестве одного из опорных психологических пунктов для «доказательства правоты» субъективно-идеалистических воззрений экзистенциализма. Мысль об использовании патологических состояний сознания человека для доказательства истинности идеалистических воззрений вовсе не нова. Практиковалась она философами идеалистами гораздо раньше. Однако общеизвестно, что поиски «идеологических костылей» в патологии для поддержания престижа основных принципов того или иного философского учения всегда являлись признаком духовного загнивания и реакции.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psylib.org.ua/books/megra01/txt08.htm