ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Баринов Д.Н.

Баринов Дмитрий Николаевич - доктор философских наук, доцент кафедры социологии Смоленского государственного университета

Публикации
  1. +Антропологические обоснования тревоги[недоступно]

    Понимание человека как биопсихосоциального существа позволяет на научной основе раскрыть не только сущность тревоги, но и объяснить ее особенностями, имманентными природе человека. Биологическая дезадаптированность, способность сознания к целеполаганию и социальная идентич- ность человека делают тревогу онтологически неизбежным для бытия человека феноменом. Ключевые слова: тревога, страх, социальные настроения, социальное самочувствие, человек, со- циология, философия, антропология.

    // ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 5 (61), 2008

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.smolsoc.ru/images/referat/a258.pdf
  2. +Константы общестенного бытия как фактор возникновения социальной тревожности[недоступно]

    В статье рассматриваются константы бытия человека в обществе, выступающие фактором возникновения социальной тревожности. К их числу относятся семья, возраст, гендер, место жительства. Действие этих факторов способно создавать ситуацию неопределенности, что и становится предпосылкой возникновения социальных страхов в относительно стабильном социуме.// Ключевые слова: страхи, тревоги, социальное настроение, эмоциональная атмосфера общества, социальное самочувствие, факторы тревожности, социально-философский анализ, социология.

    // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Философия. Социология. 2011. №3. С. 110-119.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.smolsoc.ru/images/referat/a559.pdf
  3. +Мифологизация социальных тревог в массовой коммуникации[недоступно]

    Одним из важнейших свойств массовой коммуникации принято считать ее способность уменьшать неопределенность. Удовлетворяя информационные потребности человека, СМИ помогают ему более или менее адекватно структурировать окружающую реальность, упорядочить ее и объяснить, сделать понятной. В силу естественных ограничений человек нередко не в состоянии самостоятельно интерпретировать окружающую реальность и потому охотно использует модели объяснения действительности, которые транслируются через СМК. Однако именно эта способность массовой коммуникации удовлетворять информационные потребности может быть использована для того, чтобы манипулировать сознанием и поведением человека путем мифологизации действительности. Далеко не последняя роль в этом процессе отводится социальным тревогам и страхам населения. Результаты экспериментальных исследований показывают, что cтрах побуждает искать в другом человеке того, кто может помочь преодолеть и устранить угрозу путем информирования о том, как следует воспринимать ситуацию или действовать [2; 375-376]. Именно на этом пути открывается возможность умышленного манипулирования массовым сознанием, чувствами населения, его страхами и тревогами посредством СМИ, манипулирования с помощью трансляции разного рода мифов, истинной целью которой может быть реализация вполне прагматических намерений.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-13-47-51/43-2010-08-30-12-19-02/1455-2011-03-20-12-23-25
  4. +Социальные тревоги как феномен общественной жизни (социально-философский анализ)[недоступно]

    Обращение к теме социальных тревог обусловлено особенностями развития современного общества. С одной стороны, оно предоставляет человеку широкие возможности познания и творчества. Научно-технический прогресс повлиял на образ жизни современного человечества, создав условия для его деятельности, способствуя укреплению его исторического оптимизма. С другой стороны, современный мир является неустойчивым, в нем сохраняются неопределенность и непредсказуемость, не позволяющие человеку ощущать себя защищенным. Глобальные проблемы, природные катаклизмы, новые, неизвестные ранее и неожиданно возникающие болезни, социально-экономические кризисы — все это не дает современному человеку гарантий безопасности, не вносит в его жизнь достаточно уверенности в завтрашнем дне, порождает тревогу. В этой связи философское исследование социальных тревог позволяет глубже осмыслить противоречия развития совреИсследование социальных тревог актуально с точки зрения понимания специфики современной российской ситуации. История России ХХ века — это в том числе история социальных тревог, преследовавших человека как в условиях более или менее стабильной жизни, так и в условиях революций и войн, голода, репрессий, ограничения политических свобод. На исходе ХХ века Россия вновь подверглась преобразованиям. Распад командно-административной системы, ускоренное проведение реформ экономических и политических отношений, трансформация духовных ориентиров наряду с позитивными моментами имели и деструктивные последствия, отразившиеся на самочувствии населения. Современное российское общество также не лишено причин возникновения социальных тревог. Непрерывное реформирование отдельных сфер общества, неопределенность возможностей повышения уровня жизни населения, противоречивый характер модернизации России, терроризм порождают у россиян социальные тревоги. В этих условиях появляются разнообразные по своему характеру и профилю работы, содержащие методики преодоления страха и тревоги. Поэтому философское исследование социальных тревог предполагает разработку практических рекомендаций, связанных с пониманием предпосылок их Необходимость философского исследования феномена социальных тревог обусловлена также тем, что это явление остается недостаточно изученным. В истории западноевропейской философии классического периода тревога изучалась в рамках проблематики страха. В философии ХХ века тревога исследовалась главным образом в экзистенциализме, психоанализе, персонализме. Большое количество работ, посвященных тревоге и страху, имеется в психологической науке. В философии и социологии изучался главным образом социальный страх. В то же время в философии практически нет работ, посвященных исследованию феномена социальных тревог. Поэтому перед философией стоит задача выработки базового определения понятия «социальные тревоги» на основе разграничения категорий «социальный страх» и «социальные тревоги». Это требует раскрытия сущности социальных тревог как самостоятельного, отличающегося от социального страха, феномена общественной жизни, выявления условий и предпосылок его возникновения, роли в жизни общества. Таким образом, актуальность социально-философского изучения социальных тревог обусловлена необходимостью создания целостной концепции, которая включала бы систему теоретических представлений о социальных тревогах и разработку практических рекомендаций их преодоления.

    // АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук Москва – 2011

    В настояще время публикация недоступна.
    http://vak.ed.gov.ru/common//img/uploaded/files/BarinovDN.pdf
  5. +Страхи и тревоги в современной России[недоступно]

    В статье рассматривается изменение социального самочувствия российского общества. Динамичная смена приоритетов в иерархии социальных страхов и тревог обусловлена объективными условиями общественной жизни и отражает влияние социально значимых факторов, оказывающих устойчивое воздействие на эмоциональную атмосферу как в кризисном, так и в относительно стабильном социуме. Ключевые слова: социальный страх, социальная тревожность, социальное настроение, эмоциональная атмосфера, социальная философия, социология.

    // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 33 (171). Философия. Социология. Культурология. Вып. 14. С. 74–78.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.lib.csu.ru/vch/171/015.pdf
  6. + Тревога и страх: историко-философский очерк

    В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли. Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха. На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги - антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический. Сделанные выводы позволяют сформулировать положение, выступающее в качестве теоретико-методологической основы социально-философского, конкретно-социологического изучения страха и тревоги. Это положение гласит: в рамках социально-философского и конкретно-социологического исследований страха и тревоги необходимо учитывать два уровня: а) уровень рационально организованного социального порядка, обеспечивающего предсказуемость общественной жизни и минимизирующего разнообразные риски; б) уровень неформализованных, спонтанно-стихийных процессов, характеризующийся неопределенностью. Ключевые слова: Страх, Тревога, Антропология, Социальные чувства, Катастрофизм, Экзистенциалы

    // Журнал "NB: Психология и психотехника". Содержание № 3 за 2013 год

    http://e-notabene.ru/psp/article_553.html
  7. +Эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философии[недоступно]

    Анализ эволюции представлений о страхе и тревоге в истории философии показывает, что в работах многих философов предприняты попытки изучить природу страха и тревоги, дать им антропологическое и онтологическое обоснование, классифицировать формы и виды страха, продемонстрировать его связь с другими состояниями психики. Важной составляющей философских теорий является анализ социальных аспектов страха и тревоги как элементов социального поведения и управления. // Ключевые слова: философия, страх, тревога, человек, антропология, духовность, эмоции, рационализм, иррационализм, экзистенциалы.

    // «Философия и культура», №3, 2011

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.nbpublish.com/view_post_24.html