ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Мерзлякова Н.Н.

Публикации
  1. +Границы экзистенции: От Кьеркегора к Ясперсу[недоступно]

    Проблема экзистенции занимает одно из ведущих мест в современной философии. Ее изучение позволяет человеку глубже понять свою сущность, межличностное общение и те трансформации, которые происходят в социальной реальности в конце ХХ — начале ХХI века. Человек заброшен в мир, он не укоренен собственных основаниях, что позволяет унифицировать его индивидуальное бытие. Поэтому тенденцией последних десятилетий становится тяга человека быть как все и не быть самим собой. В связи с этим перспективными являются исследования, обращенные к проблематике «экзистирующего индивида», способного вступать в подлинную коммуникацию, в рамках которой он способен сохранить собственную самость. Поэтому современная западная философия нацелена на поиск способа обнаружения единичного и инаковости (Другого), что было невозможно осуществить с помощью «объективной рефлексии», но стало возможным посредством «субъективной рефлексии». Также одной из причин актуальности проблемы экзистенции является ее индивидуальная практическая значимость: каждый из нас является уникальным и неповторимым существом, имеющим собственное место в бытии. В рамках историко-философского процесса проблема экзистенции в явном виде была поставлена в ХIХ веке датским мыслителем, «отцом экзистенциализма» — Сереном Кьеркегором, который предложил собственное ее решение. Разрабатывая способы человеческого бытия, он преимущественно говорит об одиноком перед Богом индивиде, что увело его от проблематики коммуникации в обществе. Однако в ХХ веке проблемой экзистенции заинтересовался немецкий философ-экзистенциалист — Карл Ясперс. Работая в рамках «коммуникативного экзистенциализма», он сфокусировал свое внимание на проблеме взаимопонимания между врачом и пациентом в области психиатрии, а затем оформил свои умозаключения в философские тексты. Поэтому, обращаясь к проблеме одинокой перед Богом экзистенции и проблеме экзистенции в коммуникативной среде, мы с необходимостью обязаны обратиться к философским текстам двух мыслителей — С. Кьеркегору и К. Ясперсу. На первый взгляд может показаться, что единственной объединяющей идеей этих авторов является религиозная окрашенность их взглядов. Однако, проникая глубже в суть их концепций, проявляются другие точки их пересечения, что, собственно, и позволяет построить мостик от Кьеркегора к Ясперсу. Например, уже у Кьеркегора можно увидеть зачатки зарождающейся диалогической концепции, которая станет ключевой у Ясперса в разработке проблемы экзистенции. Попытка посмотреть эту взаимосвязь является оригинальной идеей, поскольку до этого времени никто в отечественной философии не объединял и не исследовал идеи упомянутых авторов в предложенном ключе. Глубокий анализ идей этих двух мыслителей позволяет прийти к осознанию истоков индивидуального бытия, к пониманию и отстаиванию собственного места в бытии

    // АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.spbu.ru/files/upload/disser/phylos/2010/merzlyakova.pdf