ENG
         

Сергей Евгеньевич Ячин

Сергей Евгеньевич Ячин (1951), доктор философских наук, профессор, декан факультета культурной антропологии ДВГТУ. В 1975 г. окончил Ленинградский государственный университет, там же - философскую аспирантуру и докторантуру. Деканом факультета культурной антропологии ДВГТУ является с 2000 г. Сфера профессиональных интересов: проблемы методологии социального познания и философской антропологии, философского учения о человеке. Автор более 70 научных трудов, в том числе монографий: «Понятие мышления в структуре сознательной деятельности», «Феноменология сознательной жизни», «Человек в последовательности событий жертвы дара и обмена».

Публикации
  1. + От экзистенциальной аналитики совести-вины к коммуникативно-рациональному этическому дискурсу

    В развитии философской мысли есть одно примечательное обстоятельство: философия редко придумывает новые понятия [1] (речь не о терминологических обновках) — как правило, развитие идет путем переструктурирования уже существующих категорий и так, что ранее существовавшее на периферии эпистемологического поля мысли вдруг выносится в центр или становится основанием категориального строя мысли. Классическая этическая мысль была сосредоточена вокруг понятий добра и зла, сущего и должного, справедливости, добродетели, греха, каждое из которых могло получить обоснование в двух диаметрально противоположных смыслах: либо в рамках Высшего нравственного закона (Бога), либо через закон человеческого естества (Природу). И в том, и в другом случае феномен человеческого бытия не был схвачен в своей удивительной исключительности, он оказывался именно делом случая или божественного произвола.

    http://institut.smysl.ru/article/yachin.php
  2. + Проблема онтологии общения – миф о Я и ТЫ

    Актуальность обсуждаемой сегодня темы можно задать, зафиксировав два фактических обстоятельства человеческой жизни. Первое — вместе с развитием личности растет и та социальная дистанция, которая отделяет одного человека от других людей, уменьшается потребность в непосредственном контакте с иной индивидуальностью, можно даже сказать, снижается наша терпимость к присутствию другого, который зачастую действует на нас просто раздражающе. Именно этот процесс и приводит к состоянию, выраженному толстовским восклицанием из его «Дневников»: «Мучительно хочется одиночества!» Но не меньшей эмпирической достоверностью обладает второе обстоятельство, когда тот же самый закономерный процесс дистанцирования приводит к трагедии одиночества, к жажде соучастия. У нас есть все основания, чтобы рассматривать эти человеческие состояния в качестве феноменов, т. е. таких фактов, которые обладают непосредственной подлинностью, раскрывают действительную структуру бытия. Теоретический, или метафизический, анализ феноменов всегда связан с утратой подлинности и чреват искажением действительной структуры бытия (но одновременно этот анализ — единственный инструмент возведения факта во всеобщность или систему целого). Одним из источников аналитического искажения подлинности переживания является ограниченность индивидуального опыта. Так, в зависимости от особенностей личного опыта и типа индивидуальности процесс дистанцирования (становления автономии личности) будет избрана та или иная система осмысления, что, помимо всего прочего, выразится в предпочтениях того или иного автора.

    http://life-path.ru/problema-ontologii-obshheniya-mif-o-ya-i-ty/
  3. +Расколотость социального и человеческого бытия[недоступно]

    Речь пойдет о границах и пределах, рассекающих человеческое бытие. Эти границы своеобразны: они не только ограничивают человека, но и предлагают ему пересечь себя. В этом состоит двусмысленность ситуации, которая делает человеческое бытие самоироничным. При этом не только человек иронизирует над жизнью, но и жизнь над человеком. Ирония, в данном случае, рассматривается не как способ выра- жения мысли (когда форма выражения явно подразумевает прямо обратное тому, что утверждается: говорится "да", но так, что тот, кому адресовано ироничное высказывание, понимает - говорится "нет"), но как фигура бытия. Главная черта этой фигуры - онтологическая двусмысленность.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/spectr/spectr_1/6.pdf