ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Самохвалова В.И.

Самохвалова Вера Ильинична (1944 г.р.), доктор философских наук, профессор, академик РАЕН, ведущий научный сотрудник ИФ РАН, главный редактор журнала «Полигнозис», специалист по эстетике и философии культуры.

В своих работах разрабатывает концепцию красоты как фундаментальной основы бытия, имеющей объективный и транстемпоральный характер. Рассматривает красоту как способ проявления глубинного метафизического содержания, связанного с духовным основанием человеческой жизни; что объясняет субъективное значение красоты для человека, смысл создаваемого им искусства, закономерность и необходимость развития эстетического сознания, напряженные поиски гармонии. Развивает идею М.М.Бахтина о душе как внутренней форме и исследует проблему статуса и специфики эстетической реальности. Разрабатывает проблему творчества как подлинно человеческого и поистине адекватного поведения человека в мире. Феномен человеческого творчества рассматривается и как культурная форма инстинкта самосохранения, самоутверждения себя в мире (антиципация, моделирование и т.п.), и как человеческий вызов хаосу и небытию, комплексным выражением которого становится созданная человеком культура. С этой точки зрения основные парадигмы современной культуры рассматриваются как отказ от данного предназначения.

Образование: Философский факультет МГУ (1968).

Кандидатская диссертация - «Эстетическая специфика поэтической речи» (1974).
Докторская диссертация - «Антиэнтропийный смысл красоты» (1991).

Ответственный редактор сборников «Философские вопросы ислама» (1970), «Некоторые проблемы зарубежной эстетики» (1980), «Эстетическое воспитание: проблемы теории и практики» (1990), «Современная картина мира. Формирование новой парадигмы» - вып.1 (1997) и II (2001); а также переводов книг: К.Охоцкий «Философия и естествознание» (1977), С.Лем «Философия случайности» (1979), Н.Такэнобу «Каратэ-до. Входные ворота» (1992).
Организатор научно-философского и культурологического журнала «Полигнозис».

Области научных интересов:
формирование и функционального эстетического сознания;
специфика эстетического сознания человека современного информационного общества;
проблема формирование и содержания культурной парадигмы;
язык искусства;
сравнит, анализ психоментальных моделей западных и восточных культур;
проблемы творчества;
проблемы религиозного и эзотерического сознания.

Публикации
  1. +О содержании понятия «толерантность» в современном культурном контексте[недоступно]

    Уже более десятилетия у нас весьма активно и широко ведется обсуждение проблемы толерантности в самых разных вариациях ее постановки и истолкования[1]. Если исходить из «нормативного» представления о толерантности и наиболее традиционного и общего ее понимания, то толерантным, например, человеком является тот, кто не вызывает у других и сам не порождает ненависти или отчуждения, кто способен найти общий язык или какие-либо точки соприкосновения с другими людьми, будучи дружелюбным, отзывчивым, снисходительным, корректным. Современный социокультурный контекст, в котором происходит осмысление и использование данного понятия, складывается из двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, расширяющийся процесс глобализации, необходимость для разных стран и разных культур жить в общем, становящемся все более тесным, мире; с другой стороны, вызванный этим встречный процесс активизации настроений антиглобализма, повышение чувствительности к вопросам национального самоопределения, этнической идентификации. И, наконец, это процесс известной атомизации общества (обществ), усиление настроений индивидуализма и проявления нетерпимости к инакому, повышение готовности к конфликтам людей, находящихся в процессе сложных поисков самоидентификации на разных уровнях ее становления. Все это делает проблему толерантности чрезвычайно актуальной и популярной темой всех уровней современного дискурса, применительно ко всем этажам социальной организации общества, обозначающей характер и способ отношения человека к окружающему, оценивающей как формальную, так и содержательную сторону человеческих отношений в модусе и интенциональном, и психологическом, и ценностном, и поведенческом.

    // Философский журнал. № 1. М.: ИФ РАН, 2008.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://iph.ras.ru/page51496302.htm
  2. + Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире

    // Если культуру в самом общем суммирующем плане можно определить как способность и умение на сугубо человеческих (выходящих за пределы биологического приспособления) началах построить, организовать и реализовать отношения с миром (включая природу, других лю

    http://sbiblio.com/biblio/archive/konikiv_esteticheskaja/01.aspx