- +-Другой как элементарное понятие социальной онтологии[недоступно]
Вопрос о Другом в социальной теории, казалось бы, даже вопросом и не является: его можно встретить в различных контекстах и основополагающих определениях у самых разных теоретиков, независимо от их позиций в «споре о методе». Другой (Другие) выступает как необходимое онтологическое основание «социального»; основание, «само собой разумеющееся», непосредственно очевидное и поэтому специально не тематизированное и не определяемое: он является логически неразложимым элементом «социального». Означает ли это, что сама постановка вопроса о Другом, его качествах и онтологическом статусе неуместна, или же сомнение в «само собой разумеющемся» и «очевидном» и есть первейшая задача социальной рефлексии? (75p, Социологическое обозрение Том 6. № 1. 2007 ) В своей социальной онтологии «инакости» М. Тойниссен предложил различать (или даже противопоставлять) два подхода — трансцендентализм и диалогизм, соотносимые с именами и Э. Гуссерля и М. Бубера, соответственно.
// Социологическое обозрение, 2007. № 1. C. 75—87
В настояще время публикация недоступна.- http://www.mgimo.ru/files/34143/34143.pdf
- +-Свобода передвижения[недоступно]
Свободу передвижения, перемещения в пространстве, многие социологи, начиная с классиков, полагали первейшим и необходимым условием формирования общества как такового. Более того, общество, если его рассматривать не как статичную замкнутую уравновешенную систему, а как длящийся и изменчивый процесс , воспринимается тоже как движение - от одних форм организации совместной деятельности и совместной зависимости, совместной жизни, к другим, более дифференцированным, утончённым и организованным. Перемещение в пространстве, таким образом, - это самый первый вид активности и самое элементарное, базовое, социальное действие, а равно и взаимодействие, предполагающее взаимную ориентацию в пространстве относительно друг друга.
// ПостНаука, 2013.
В настояще время публикация недоступна.- http://postnauka.ru/faq/7258
- +-Социология маргинальности[недоступно]
"Маргинал" в классической социологии - это тот, кто находится на границе группы, одновременно и принадлежа группе, и будучи способен освободиться от нее. Классическое определение маргинала восходит к понятию чужака, введенного в оборот социологической теории в начале 20-го века немецким социологом Георгом Зиммелем . В свою очередь, социологическое понятие чужака имеет в своем основании философскую категорию "инакости" и понятие "другого". Зиммель рассуждал о "чужаке" как о человеке, соединяющим в себе близость и удаленность в отношение группы. Это тот, кто физически находится в группе, но не принадлежит ей изначально, как член этой группы. Это тот, кто не разделяет историю, биографию этой группы. Тот, кто является пришельцем или тем, кто на более или менее продолжительное время остановился "в гостях" в этой группе.
// ПостНаука, 2013.
В настояще время публикация недоступна.- http://postnauka.ru/faq/4124
- +-Чужаки и границы: к понятию социальной маргинальности[недоступно]
Что значит быть чужаком на фоне этих «диффузных форм социальности», не имеющих постоянных границ и правил? Как можно определить социальный тип, неизменно связанный с преобразованием границ? Назовем его (вслед за американским социологом Робертом Парком) «маргинальным человеком», или просто «маргиналом». В обыденном языке его называют поразному, и характеристики маргинала варьируют от самых враждебных и подозрительных («люмпены», «изгои», «бродяги», «люди без корней» и т.п.) до вполне нейтральных, формальных или даже сочувственных («мигранты», «апатриды», «беженцы», «изгнанники», «соотечественники» и т.п.). Все это многообразие повседневных представлений о маргинале может служить подспорьем и иллюстрацией для социологического понятия, которое отражало бы специфику положения в современном обществе людей, принадлежащих к этому типу. Для более строгого определения маргинала вполне естественно обратиться, прежде всего, к классической теории. Георгу Зиммелю «социология чужака» обязана современным статусом «хорошо обоснованной» и «легитимированной» социологической темы. Зиммелю же она обязана и ярко выраженной функционалистской трактовкой: «чужак» интересен как тот, кто исполняет в группе особого рода функции. Это значит, что и рассматривается он преимущественно со стороны группы.
// Баньковская
В настояще время публикация недоступна.- http://www.mgimo.ru/files/34372/34372.pdf
- http://magazines.russ.ru/oz/2002/6/2002_06_44.html
- http://www.strana-oz.ru/?numid=7&article=327