ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Карпунькина Т.Н.

Карпунькина Татьяна Николаевна (Кемерово) - психолог, педагог, президент АНО «Научно-практическое социально-образовательное объединение «СемьЯ», г.Кемерово, президент Кузбасского отделения Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, автор-ведущий еженедельной радиопередачи «О тебе и обо мне …Разговор по душам с психологом Татьяной Карпунькиной» (Государственная телерадиокомпания «Кузбасс»), соавтор программы «Школа социального успеха для старшеклассников», удостоенной второй премии в 2006 году в областном этапе VII Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей в номинации «Социально-педагогическая» (приказ Департамента образования Кемеровской области №215 от 28.03.06).

Публикации
  1. + Взгляд из глубины

    Как преодолеть отчуждение? Как понять, что происходит с подростком? Как жить с ним - дерзким и отчаявшимся, орущим и молчащим, плачущим и игнорирующим? Можно ли найти к нему дорогу? В книге нет прямых ответов, но есть опыт. Опыт близости, опыт искренности, опыт преодоления, опыт любви.

    // Отрывки из книги "Душа подростка. Фрагменты из реальной жизни".

    http://www.iandfamily.ru/kartnview
  2. + Воля к свободе как воплощение смысла жизни

    В ноябре 2011 года, когда мы начали в подростковой группе обсуждать тему предстоящей в январе интенсивной сессии, мы опирались на опыт свободы, полученной ребятами на первой сессии. Их свобода проявилась через личную активность, инициативу, неравнодушие друг к другу и к делу. По возвращению, ребята столкнулись с тем, что ещё недели две жили активно и дома, но потом стремление свободы стало затухать, и жизнь снова стала рутинной и "чужой", состоящей из обязанностей и побегу от них. Видимо поэтому название второй сессии они определили как "Воля к свободе". Именно эта проблема стала центральной для всех нас, участвующих в январской сессии.

    // Четвёртая Международная научно-практическая конференция "Экзистенциальное измерение современности" (Кемерово, 21-22 марта 2012 г.)

    http://iandfamily.ru/karpvk2012
  3. + Интенсивность в семейных отношениях. Согласование ритмов жизни

    Человек рождается в семье. Ещё до его появления в фантазиях и представлениях других членов семьи ему отведено определённое место. Большая удача вырасти в здоровой семье. Но процент таких семей в современном мире очень мал. В 2005-06 годах нашей организацией было проведено социальное исследование восприятия подростками состояния их семей. 760 подросткам из 6 разных образовательных учреждений города Кемерово были предложены опросники и было установлено, что 9 % семей имеют признаки асоциальных семей, 6 % имеют признаки здоровых семей, 85% семей обладают признаками формально-здоровых семей.

    // Сборник материалов Третьей Международной научно-практической конференции "Интенсивность жизни - вызов нашего времени" (Кемерово, 21-23 марта 2011 г.) http://www.iandfamily.ru/konf2011

    http://www.iandfamily.ru/karptn2011
  4. + Концепция организации социотерапевтического пространства для старшеклассников

    Рождение образовательного времени - основное предназначение социотерапевтического (по О.В. Лукьянову) пространства. Много лет идет спор о том, что и как нужно "дать" детям, и мало кто догадывается спросить, что хотят "взять" дети. Современный прогресс жестко обозначил безысходность образовательной системы: есть пространство реализации образовательных программ и отсутствует пространство образования детей. Дети стали заложниками самореализации как родителей, так и педагогов. - (Не)успешность усвоения чужой детям, педагогам и родителям образовательной программы воспринимается как социальная (не)состоятельность. Абсурдно возлагать надежду на рождение образовательного времени в таких условиях. В лучшем случае это трата времени на получение "форма"льного разрешения участия в "форма"льной социо-культурной жизни. Право жить подлинной жизнью завоевывается вне образовательных учреждений и вопреки им. Тенденция постоянных ре"форм" в образовательной системе свидетельствует о поиске новых средств и методов. Однако проблема, на наш взгляд, кроется не в "форме" образования, а в его смысле. Реальное образование - это динамический процесс и его смысл постоянно рождается. Если смысл зафиксировать, зафиксируется время, оно станет константным, жестким, мертвым. Живое время умирает и рождается каждое мгновение. Удержание прошлого - запрет на будущее. Настоящее время - одномоментное присутствие жизни и смерти. Время умирает, чтобы родиться вновь. Управление временем собственной жизни возможно только при условии осознанного рождения времени.

    http://www.iandfamily.ru/kartnalanasocioter
  5. + Переживание собственности бытия и собственности отчуждения. Экзистенциальный анализ случая

    Отчуждение, на наш взгляд, необходимо рассматривать не только как социально-психологический феномен, но и как онтологическую характеристику. Мы предлагаем на примере экзистенциального анализа случая исследовать переживание собственности бытия и собственности отчуждения.

    http://www.iandfamily.ru/kartnexpropbe
  6. + Риски становления современного человека

    Проблема современности - в постоянном разговоре о становлении и отказе от честного ответа - откуда берутся "монстры".

    // Сборник материалов Второй Международной научно-практической конференции "Риски современности" в рамках "Дней экзистенциальной психологии в Кемерово" (Кемерово, 17-18 марта 2010 г.) - http://www.iandfamily.ru/matconf2010

    http://www.iandfamily.ru/stanovlenie
  7. + Современность - культура одиночества

    Современная психология неуклонно стремится к выходу в горизонты взаимодействия смысловых полей. Соответствие, сообщение, событие, содержание, сотрудничество и прочие категории, ставшие понятиями, определяющими предмет исследований, размышлений и достижений, указывают на выход к горизонту смыслового взаимодействия, так как именно смысл и его более сложные системы обеспечивают соединение, то есть единство разъединенного, единичного и уникального. Но выход к смысловому горизонту не только открывает новые уровни понимания, но и выставляет новый уровень сложности и трудности доступа к благополучию, в наше время уже не к материальному или духовному, не к социальному или индивидуальному, информационному или техническому, а к самому важному благополучию - благополучию смыслового взаимодействия, то есть взаимодействия, наполненного смыслом. Кроме того, что углубление в горизонт взаимодействия смысловых полей отражает современный рубеж науки, оно отражает и современный смысл культуры - культуры одиночества.

    http://www.iandfamily.ru/lukkarisolation
  8. + Социально - психологические аспекты проблемы отчуждения в подростковом возрасте

    Исследуя историю проблемы отчуждения, мы столкнулись с тем, что она имеет очень древние корни. Её смело можно назвать одной из центральных как в психологии вообще, так в социальной психологии в частности. Давайте последовательно соприкоснёмся с разными аспектами проблемы отчуждения и попробуем понять масштаб и глубину данной проблемы, особенно в контексте её переживания подростками. Подростковая преступность, наркомания, алкоголизм, компьютерная зависимость, беспорядочная половая жизнь - всё это норма сегодняшней культуры. Подростки всё выше перечисленное не только не считают ошибкой, они считают, что взрослые просто ханжи и навязывают им свой образ жизни. Но всё это - следствие. Следствие социального неблагополучия в некоторых семьях и в нашем обществе в целом.

    http://iandfamily.ru/kartnproblem
  9. + Социально-психологические аспекты проблемы отчуждения в подростковом возрасте

    Исследуя историю проблемы отчуждения, мы столкнулись с тем, что она имеет очень древние корни. Её смело можно назвать одной из центральных как в психологии вообще, так в социальной психологии в частности. Давайте последовательно соприкоснёмся с разными аспектами проблемы отчуждения и попробуем понять масштаб и глубину данной проблемы, особенно в контексте её переживания подростками.

    http://www.iandfamily.ru/kartnproblem
  10. + Социотерапевтическое пространство в образовании

    Рождение образовательного времени — основное предназначение социотерапевтического (по О.В. Лукьянову) пространства. Много лет идет спор о том, что и как нужно «дать» детям, и мало кто догадывается спросить, что хотят «взять» дети. Современный прогресс жестко обозначил безысходность образовательной системы: есть пространство реализации образовательных программ и отсутствует пространство образования детей. Дети стали заложниками самореализации как родителей, так и педагогов. (Не)успешность усвоения чужой детям, педагогам и родителям образовательной программы воспринимается как социальная (не)состоятельность. Абсурдно возлагать надежду на рождение образовательного времени в таких условиях. В лучшем случае это трата времени на получение «форма»льного разрешения участия в «форма»льной социокультурной жизни. Право жить подлинной жизнью завоевывается вне образовательных учреждений и вопреки им.

    http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/286/image/286-076.pdf
  11. + Страх и трепет в отношениях детей и родителей

    Страх и трепет. Два совершенно разных по мироощущению чувства. Страх побуждает к защите, порождает чувство неполноценности, агрессии, напоминает о несовершенстве, о уязвимости. В то же время переживание страха стимулирует нервную деятельность, даёт ощущение вкуса жизни, её ценности. Трепет же близок к восхищению, подобострастию, прикосновению к священному. Трепет возвышает дух и приближает к Богу. Опасность - в обожествлении ребёнка родителями или родителей детьми. Это ведёт к идеализации отношений, игнорированию реальности. Каждый человек, проживая жизнь, сталкивается со своей ничтожностью, малостью и одновременно со своим богоподобием, богоначалием. Мы ощущаем это при встрече с другими, а особенно сильно при встрече со своими детьми.

    // Четвёртая Международная научно-практическая конференция "Экзистенциальное измерение современности" (Кемерово, 21-22 марта 2012 г.)

    http://iandfamily.ru/kaptn2012
См.также