ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Алафировская Н.В.

Алафировская Наталья Викторовна

Алафировская Наталья Викторовна - психолог, член Общественной общероссийской организации «Профессиональная психотерапевтическая лига». С марта 2005 г. - соискатель кафедры социальной и гуманистической психологии Томского государственного университета.
Профессиональные интересы: тренинговая и коррекционно-развивающая работа с подростками, игровая терапия, сказкотерапия.

Публикации
  1. + Концепция организации социотерапевтического пространства для старшеклассников

    Рождение образовательного времени - основное предназначение социотерапевтического (по О.В. Лукьянову) пространства. Много лет идет спор о том, что и как нужно "дать" детям, и мало кто догадывается спросить, что хотят "взять" дети. Современный прогресс жестко обозначил безысходность образовательной системы: есть пространство реализации образовательных программ и отсутствует пространство образования детей. Дети стали заложниками самореализации как родителей, так и педагогов. - (Не)успешность усвоения чужой детям, педагогам и родителям образовательной программы воспринимается как социальная (не)состоятельность. Абсурдно возлагать надежду на рождение образовательного времени в таких условиях. В лучшем случае это трата времени на получение "форма"льного разрешения участия в "форма"льной социо-культурной жизни. Право жить подлинной жизнью завоевывается вне образовательных учреждений и вопреки им. Тенденция постоянных ре"форм" в образовательной системе свидетельствует о поиске новых средств и методов. Однако проблема, на наш взгляд, кроется не в "форме" образования, а в его смысле. Реальное образование - это динамический процесс и его смысл постоянно рождается. Если смысл зафиксировать, зафиксируется время, оно станет константным, жестким, мертвым. Живое время умирает и рождается каждое мгновение. Удержание прошлого - запрет на будущее. Настоящее время - одномоментное присутствие жизни и смерти. Время умирает, чтобы родиться вновь. Управление временем собственной жизни возможно только при условии осознанного рождения времени.

    http://www.iandfamily.ru/kartnalanasocioter
  2. +Праздник как средство обретения свободы в условиях учреждений интернатного типа[недоступно]

    Наш социотерапевтический подход к этим детям состоит в том, что мы стараемся в каждом из них найти что-то хорошее и ценное, на что можно опираться в дальнейшей работе, что помогает разбудить детские души, сформировать личность с конструктивной социальной позицией. И немаловажную роль играет в этом творческое самоопределение, творчество которое идет от души. Творить - значит дарить, быть открытым и искренним, любящим и свободным. Творчество окрыляет и дает силы жить, несмотря на боль, унижение и разочарование, идти вперед с открытым миру сердцем. В то же время, именно творческое самоопределение является на данный момент большой проблемой для этих детей. Им не только трудно делать подарки, трудно даже принимать их (особенно если эти подарки выражаются в словах). Особенно ярко эта трудность проявляется в подростковом возрасте, ведь у них уже сложилось мнение относительно себя "Я - плохой! Моя жизнь ничего не стоит". И показать им, что стоит, что многое в их жизни зависит от них самих - немаловажная задача.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://iandfamily.ru/prazdnik-kak-sredstvo-obreteniya-svobodi-v-ycloviyax-uchrezdeniy-internatnogo-tipa
  3. +Проблема экзистенциального вакуума у подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа[недоступно]

    Целью данной статьи является описание такого психологического феномена, как экзистенциальный вакуум, возникающий у воспитанников учреждений интернатного типа и переживаемый ими в период становления их личностной и социальной идентичности. Тема особых специфических условий детского дома и их влияния на развитие его воспитанников как личностей в нашей психологической литературе обсуждалась не однократно. Ей посвящено немало книг и статей. Однако большей частью авторы этих работ (Мухина В.С., Дубровина И.В., Некрасова Е.В., Матвейчик З. и др.) сосредоточивают свое внимание на специфике общения детей между собой и со взрослыми, на том, как именно особенности общения в условиях детского дома влияют на личностное развитие его воспитанников, как условия детского дома влияют на интеллектуальные способности детей, а также рассматривают различные формы девиантного поведения этих детей. То есть описывается то, что по сути своей, находится на поверхности, и в большинстве своем является следствием. Мы же попытаемся осветить данную проблему более глубоко, с точки зрения переживаний ребенка, смыслов и ценностей, понять опыт становления человеческого в человеке, становления идентичности.

    // Сборник материалов Третьей Международной научно-практической конференции "Интенсивность жизни - вызов нашего времени" (Кемерово, 21-23 марта 2011 г.) http://www.iandfamily.ru/konf2011

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.iandfamily.ru/alafnv2011
  4. + Роль сказок в работе с детьми, воспитывающимися в учреждениях интернатного типа

    Как мы знаем, для эффективной терапевтической работы необходимо доверие между клиентом и терапевтом. Чтобы достигнуть хоть какого-то доверия в работе с детьми, воспитывающимися в детских домах, требуется очень много сил и времени, а также большая самоотдача, любовь и терпение. Воспитанники детских домов и интернатов - это люди, пережившие смерть, не в физическом, конечно смысле, а в экзистенциальном, когда смерть рассматривается как потеря значимых отношений, разрыв привязанностей, изменение способа бытия - жизненного стиля, образа мышления, отношения к себе, окружающему миру и основным экзистенциальным проблемам. [1] И вроде бы ничего в мире не изменилось, все также солнце всходит и заходит, но эти дети навсегда потеряли часть себя, что-то в них умерло в этот момент. А что следует за смертью? Пустота. Страх. И очень важно в этот момент, чтобы человек нашел ценность жизни, обрел ее на новом уровне. Как правило, в детских домах, возвращения к жизни не наступает.

    http://www.iandfamily.ru/alnafairytales
  5. +Свобода в условиях зависимости[недоступно]

    Часто задают вопросы: "Почему в детских домах такой высокий процент зависимых от ПАВ детей? Почему дети, живущие там, так агрессивны? Почему так много в детских домах суицидов?". Чтобы ответить на эти вопросы достаточно ответить на другой: что такое детский дом? Учреждение, которое спасает детей, попавших в трудную жизненную ситуацию? На наш взгляд, нет. Несомненно, детский дом вытаскивает детей из трудной жизненной ситуации, но спасает ли? Спасает ли от будущего, когда выходят в жизнь абсолютно к ней неприспособленные люди: не умеющие позаботиться о себе, не умеющие строить отношения, ценить, доверять, любить? Спасает ли от настоящего, которое формирует зависимых людей: зависимых от режима, от того, что скажут взрослые, от того понравишься ли "сильным мира сего" и т.п?

    // Сборник материалов Второй Международной научно-практической конференции "Риски современности" в рамках "Дней экзистенциальной психологии в Кемерово" (Кемерово, 17-18 марта 2010 г.) - http://www.iandfamily.ru/matconf2010

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.iandfamily.ru/freedom
  6. +Свобода в условиях зависимости[недоступно]

    Часто задают вопросы: "Почему в детских домах такой высокий процент зависимых от ПАВ детей? Почему дети, живущие там, так агрессивны? Почему так много в детских домах суицидов?". Чтобы ответить на эти вопросы достаточно ответить на другой: что такое детский дом? Учреждение, которое спасает детей, попавших в трудную жизненную ситуацию? На наш взгляд, нет. Несомненно, детский дом вытаскивает детей из трудной жизненной ситуации, но спасает ли? Спасает ли от будущего, когда выходят в жизнь абсолютно к ней неприспособленные люди: не умеющие позаботиться о себе, не умеющие строить отношения, ценить, доверять, любить? Спасает ли от настоящего, которое формирует зависимых людей: зависимых от режима, от того, что скажут взрослые, от того понравишься ли "сильным мира сего" и т.п? Что есть свобода для этих детей? В большей части сочинений на эту тему звучит, примерно, такая фраза: "Свобода - это когда я могу делать, что захочу: гулять, где захочу; есть, что захочу…". Вот она -высота полёта. Психологи считают, что свободу мы можем пережить лишь в отсутствии каких-либо ограничений. А детский дом предполагает ограничение в очень многих вещах, включая свободу слова, свободу действий, свободу выбора, не говоря уже об ограничении в отношениях: любви, близости, доверии.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.iandfamily.ru/alnafreedom
  7. + Социотерапевтическое пространство в образовании

    Рождение образовательного времени — основное предназначение социотерапевтического (по О.В. Лукьянову) пространства. Много лет идет спор о том, что и как нужно «дать» детям, и мало кто догадывается спросить, что хотят «взять» дети. Современный прогресс жестко обозначил безысходность образовательной системы: есть пространство реализации образовательных программ и отсутствует пространство образования детей. Дети стали заложниками самореализации как родителей, так и педагогов. (Не)успешность усвоения чужой детям, педагогам и родителям образовательной программы воспринимается как социальная (не)состоятельность. Абсурдно возлагать надежду на рождение образовательного времени в таких условиях. В лучшем случае это трата времени на получение «форма»льного разрешения участия в «форма»льной социокультурной жизни. Право жить подлинной жизнью завоевывается вне образовательных учреждений и вопреки им.

    http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/286/image/286-076.pdf