ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Колпакова М.Ю.

Колпакова Марианна Юрьевна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Психологического Института РАО, психолог благотворительной организации «Голуба»

В 1984 г. окончила факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. После окончания университета работала психологом-консультантом в психологической консультации, психологом в учебно-воспитательном центре. В 1999 г. защитила кандидатскую диссертацию «Духовно ориентированный диалог в выявлении и разрешении внутреннего конфликта у матерей, отказывающихся от новорожденного». С 1999 г. работает в лаборатории научных основ психотерапии и консультирования Психологического института РАО. М.Ю. Колпакова также занимается преподавательской деятельностью: читала авторский курс «Диалог в психологической практике» (в МГППУ, в ПСТГУ); психологическим консультированием и работала психологом-консультантом Патриаршего Центра духовного развития детей и молодежи.

Колпакова М.Ю. продолжает разработку уникального диалогического направления в отечественной психологии, впервые представленного в середине XX в. доктором психологических наук Т.А. Флоренской.

Публикации
  1. + Аксиологические основания психологической практики

    Анализируется проблема взаимовлияния культуры и психологической практики, социальное значение психологической практики, обусловленное ценностными основаниями психологических направлений. Психологическая практика рассматривается как обусловленная определенными культурными изменениями, в свою очередь, содействующая стабилизации этих изменений. Ключевые слова: Аксиология, ценности, практика.

    // Вопросы психологии - 2007

    http://120966.vashps00.web.hosting-test.net/voprospsih/214/17716-aksiologicheskie-osnovaniya-psixologicheskoj-praktiki.html
  2. + Возможности психологического содействия становлению личности. Выступление на семинаре "Православие и Психология" (zip)
    http://www.mtu-net.ru/orthodoxy-psych/Texts/Seminar/Kolpacova.zip
  3. + Корни тревоги

    В статье рассматриваются некоторые классические и современные теории тревоги. В контексте диалогического подхода (Флоренская Т.А., 1991) конфликт между "наличным Я" и "духовным Я" рас-сматривается как глубинный конфликт, вызывающий тревогу. Обнаружение глубинного конфликта, его разрешение и развитие внутреннего диалога приводит к состоянию внутреннего мира, противоположного состоянию тревоги. Соотносятся понятия экзистенциальной, нормальной и невротической тревоги с выработанными христианской антропологией понятиями "страх Божий", "память смертная".

    // Консультативная психология и психотерапия - 2003. № 3

    http://psyjournals.ru/mpj/2003/n3/Kolpakova.shtml
  4. + Преодолеть тревогу

    Один из основателей гуманистической психологии, американский психолог Ролло Мэй, обратил пристальное внимание на феномен тревоги, посвятив много лет размышлениям и изучению этого феномена и пробудив интерес к этой теме в психологии. Он считал, что тревога является неотъемлемым элементом человеческого существования, создает напряжение и ощущение риска: древние люди испытывали тревогу, когда опасность угрожала их жизни; современный человек испытывает тревогу в ситуациях, чреватых потерей самоуважения, отвержения группой, проигрыша в соревнованиях с другими людьми. Тревога, по его мнению, играет положительную роль в жизни человека, она может освободить нас от скуки, может обострить наше восприятие, она свидетельствует о некоторой внутренней борьбе. Исчезновение тревоги, по его мнению, означает, что борьба проиграна. По словам Мэя, "если есть тревога, значит, человек живет". О какой внутренней борьбе здесь идет речь?

    // Отрывок из книги "Преодоление тревоги. Как рождается мир в душе"

    http://thezis.ru/preodolet-trevogu.html
  5. + Эволюция психотерапии

    В статье проводится анализ развития психотерапии, прослеживаются социо-культурные тенденции, определяющие развитие психологической практики, рассматриваются результаты широкого распространения определенных психологических практик и затрагивается проблема взаимовлияния культуры и психологической практики. Развитие последней обусловлено определенными культурными, ценностными изменениями, и, в свою очередь, содействует легитимизации и стабилизации этих изменений. В качестве одного из основных ценностных изменений рассматривается возрастание ценности "self" и распространение представлений о реализации "self" как цели человеческой жизни. Показано, что вытеснение понятия духовность из психологии и психотерапии, приводит к чрезмерной зависимости дисциплины от социокультурных, экономических и политических тенденций. Делается вывод о том, что отечественная психологическая практика должна соответствовать основам отечественной культуры.

    http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/44200.php