ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Слободчиков В.И.

Виктор Иванович Слободчиков

Виктор Иванович Слободчиков. Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института педагогических инноваций РАО, член Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской Православной Церкви

Виктор Иванович Слободчиков родился в 1944 году. Его отец погиб на фронте, мать умерла, когда он был совсем маленьким. До 12 лет жил с бабушкой, но потом по состоянию здоровья бабушка вынуждена была отдать его в детский дом. (Через год она умерла). Директором детского дома, в котором 5 лет провел будущий психолог, был воспитанник Макаренко Семен Афанасьевич Калабалин (в «Педагогической поэме» - Карабанов).

Через год после окончания школы В. Слободчиков поступил в Московский авиационный институт, но понял, что инженер - не его призвание, и после 2-ого курса ушел из института. 2 года работал вожатым в круглогодичном пионерском лагере «Орленок». В 22 года поступил на психологический факультет Ленинградского университета. Через 2 года известный психолог Д.Б. Эльконин пригласил энергичного студента в создаваемую им лабораторию диагностики психического развития детей. С третьего курса Слободчиков учился на заочном отделении и работал в лаборатории Эльконина.

Воспитанник двух совершенно разных психологических школ, В. Слободчиков рано осознал их общий недостаток - отсутствие в научной концепции человека. Но, в отличие от многих, он не разочаровался в психологии (и до сих пор с уважением и благодарностью вспоминает всех своих учителей), а постарался восполнить этот недостаток. Именно он ввел в психологию понятие «со-бытийная общность», в основе которой лежит принцип неслиянности и нераздельности. Позже, прочитав религиозных философов, Евангелие, святоотеческую литературу, он понял, что это принцип Христа и апостолов, Троицы, соборности. В 1970-е годы Слободчиков познакомился с верующими людьми, стал посещать религиозный кружок. С тех пор началось его воцерковление. До сих пор профессор Слободчиков считает, что принцип неслиянности и нераздельности выходит за церковную ограду, пронизывает всю человеческую жизнь. Он считает, что со-бытийная общность была и в его детском доме, и в пионерлагере «Орленок». Но для создания такой общности необходимы усилия самого человека.

В 1990 году В. Слободчиков создал и возглавил Институт педагогических инноваций РАО. Специалисты этого института разрабатывали сами и поддерживали разработанные и внедряемые по всей России программы по обучению детей с психологическими особенностями вплоть до умственной отсталости. Не всем мечтам Слободчикова суждено было осуществиться. Чиновники не дали Институту педагогических инноваций стать экспертным институтом, а в 2004 году вообще расформировали его на несколько институтов. С 2004 года Слободчиков возглавляет Институт развития дошкольного образования.

Публикации
  1. +Антропологическая перспектива отечественного образования[недоступно]

    Сегодня в нашем обществе происходит изменение статуса образования. Образование перестает рассматриваться как ведомственная отрасль, обслуживающая интересы других ведомств и социальных практик. Из ведомственной отрасли образование превращается в сферу общественной практики - в сферу развития личности, региона, страны в целом. Из способа просвещения отдельных индивидов образование преобразуется в механизм развития культуры, общества и человека. Развивающая функция образования становится определяющей: оно превращается в "генетическую матрицу" воспроизводства общества, вы­ступает пространством личностного развития каждого человека. Должно быть принципиально переосмыслено само понятие "образование"; оно должно пониматься и осваиваться как особая философско-антропологическая категория, фиксирующая фундаментальные основы бытия человека и форму становления человеческого в человеке. Мировоззренческое значение антропологических идей в образовании состоит в понимании человека как творческого, самосозидающего существа, в признании человеческой личности как самоценности, ее приоритета перед государством, в рассмотрении образования как атрибута человеческого бытия, а не как функции общества.

    // "Антропологическая перспектива отечественного образования". Москва - Екатеринбург - 2009.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://prepod.nspu.ru/file.php/149/met.prob.psikh./Antropologicheskaja_perspektiva_otechestvennogo_obrazovanija.pdf
  2. + Антропологические горизонты психологии развития (в сборнике)

    Строго в рамках названия доклада я бы обозначил главный горизонт - это антропологический кризис современной европейской культуры - существенной составляющей которой является и наша - российская культура. Однако чтобы не погружаться в таинства мировой политики, я попытаюсь обрисовать этот общий кризис через три, важные для нас, проекции: кризис европейской модели человека, кризис гуманитарного - прежде всего - психолого-педагогического знания и кризис гуманитарных - прежде всего - образовательных практик

    // Известия ТРТУ № 7 Тематический выпуск ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

    http://izv-tn.tti.sfedu.ru/wp-content/uploads/PDF/2005_7(51).pdf
  3. + Антропологический кризис в современной европейской культуре

    Рассматривая кризис собственно человеческого в современном человеке, я имею в виду и кризис самого человека - как живой реальности, и кризис рационального знания о нем - прежде всего в науке. Но вначале - несколько слов о духовной ситуации в мире вообще и в России - в частности. Сегодня уже у всех на слуху две идеологемы, два мировых принципа, под гнетом которых организуется наша жизнь. Эти принципы - глобализация и постмодернизм. Технология глобализации и идеология постмодернизма - эти, можно сказать, две головные боли современного мира - в настоящее время очевидным образом привели к цивилизационному кризису уже не только европейского, но и планетарного масштаба. Что происходит? Происходит унификация социально-политических структур, разрушение форм культурной, исторической и духовной идентификации человека, размывание любых мировоззренческих основ его самоопределения и одновременно - призыв уповать только на свою собственную самость в качестве основы и смысла жизни.

    http://www.pravoslavie.ru/280.html
  4. + Антропологический кризис европейской модели человека

    Раскрыть смысл этого кризиса означает рассмотреть, хотя бы в первом приближении, целый ряд гуманитарных контекстов - культурологический, образовательный, научный - антропологический смысл которых имманентен по определению.

    http://circleplus.ru/archive/n/36/6
  5. + Антропологический принцип в психологии развития

    овременная отечественная психология переживает этапный момент своего развития. Идет интенсивное проникновение психологии в различные области человеческой деятельности — в политику, образование, бизнес, управление, рекламу и т. д.; стремительно оформляются различные виды практико-психологической помощи населению. Психология перестает быть только академической наукой, областью занятий сравнительно немногочисленного профессионального сообщества. Она все более обретает облик массовой деятельности, становится подлинно практико-ориентированной наукой, призванной решать конкретные человеческие проблемы в различных сферах жизни. Происходящий парадигмальный сдвиг в системе ориентаций современной психологии ставит ее перед лицом принципиально новых теоретических проблем, наиболее важные из которых центрируются вокруг, может быть, самой главной сегодня проблемы — психологии развития человека. На актуальность ее специальной философско-психологической проработки указывается в целом ряде публикаций. В данной проблеме необходимо выделить два категориальных словосочетания — «психология человека» и «психология развития»; несомненно, что эти категории — предельные для теоретической психологии и исторических перспектив 4 ее становления. Однако, как парадоксально это ни звучит, до последнего времени сами эти словосочетания продолжают вызывать у психологов либо непонимание, либо недоумение.

    http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/986/986003.htm
    http://library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?subaction=showfull&id=1107593635&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&
  6. + Без духовной составляющей не понять человека. Интервью
    http://www.pravoslavie.ru/4560.html
  7. + Выступление на симпозиуме "Христианская психология и гуманитарные практики"

    Предварительно я хочу сделать разметку того пространства, где, на мой взгляд, возможно обсуждать статус, строй, предметность этих двух обозначенных тем "Христианская психология и гуманитарные практики". У меня к вам предложение: напрягите свое пространственное воображение и на своих листочках вы можете сделать такую разметку. Первая разметка этого пространства - это вертикаль, в верхней точке которой должна быть христианская антропология как предельное откровение о сущности и природе человека. В нижней точке этой вертикали, по логике, должна быть психология, так как у нас, я еще раз подчеркиваю, тематизм "Христианская психология". Мы должны найти ту точку, где уместно было бы обсуждать это содержание. Но какая психология? Сегодня - это моя точка зрения и моя позиция - мы имеем, как минимум, две психологии: классическую психологию психики и только что складывающуюся постепенно психологию человека. Это принципиально разные психологии. Психология психики - это учение о свойствах, качествах, структурах, процессах, психических состояниях и т.д. В этой психологии, так называемой "общей психологии", уже незаконна, например, тема "Психология личности". Это не входит в категориальный строй классической психологии. Это заемная тема, она пришла со стороны. По одной простой причине - категория личности это не психологическая категория. Для секулярного сознания это культурологическая категория, для религиозного сознания это религиозная категория. И уж она никак не может быть предметом классической психологии. И вот такое смешение целых пластов человеческой реальности мы имеем. Если вы откроете книгу под названием "Общая психология", там намешано всякое и разное. Но потому она и общая, что это такой гербарий до сих пор. Поэтому мы и не имеем теоретической психологии, мы до сих пор имеем общую лоскутную ботаническую психологию.

    http://www.xpa-spb.ru/libr/Slobodchikov/vystuplenie.html
  8. + Духовное развитие ребенка

    ема нашего обсуждения чрезвычайно важная и объемная. Я хотел бы обозначить лишь самые общие вопросы, сделать лишь отдельные акценты, чтобы навести хотя бы относительный порядок в наших представлениях по данной теме. Это первый момент. Второй момент — так как я психолог, то главный акцент, естественно, буду делать, прежде всего, на духовно-нравственном развитии, не столько на воспитании, сколько на развитии. Потому что воспитание в этом плане является прикладной, практико-ориентированной частью общих проблем развития человека, развития его личности. Здесь важно развести сферы ответственности, сферы действия. То, что позволено, и то, что может сказать и сделать психолог — это одно, а то, что может сказать и сделать педагог — это другое. Ясно, конечно, что современный психо-лог образования должен быть педагогически грамотен, но и наоборот — современный педагог должен быть не менее психологически образованным, оставаясь при этом педагогом. Только в этом случае они могут оказаться в одном смысловом пространстве, а значит — могут стать подлинными со-работниками.

    http://pda.coolreferat.com/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0
    http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37867.php?ELEMENT_ID=37867&SHOWALL_2=0
  9. + Индивидуальность как способ духовного бытия человека

    C психологической точки зрения индивидуальность человека — явление многогранное. Для его описания используют определенный ряд терминов, каждый из которых подчеркивает специфическую особенность индивидуальности. Любая индивидуальность выступает, прежде всего, как нечто единичное. Но она несводима к единичности. Единичность указывает лишь на факт существования индивидуальности, на ее наличность, но качественная определенность индивидуального бытия здесь отсутствует. Поэтому определение индивидуальности через единичность является формальной ее характеристикой, не связанной с ее подлинным содержанием…

    http://www.roman.by/r-3564.html
    http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38074.php
  10. + На пути к христианской психологии

    Как правило, принципиально прорывные теоретические работы не только осуществляются, но и оказываются востребованными в переломные моменты истории - либо в ситуации парадигмального сдвига в самой науке, либо цивилизационного сдвига в рамках определенной культуры, либо - шире - онтологического сдвига в структуре самой цивилизации. Исторические прецеденты этого слишком хорошо известны, чтобы их повторять. Сегодня мы являемся реальными свидетелями и даже - участниками именно таких кардинальных социокультурных, политических и мировоззренческих сдвигов, которые в европейской гуманитарной мысли получили название - постмодернизм. Надо сказать, что почти вся вторая половина ХХ столетия вообще была связана с проблематизацией позитивистского идеала научности, с преодолением ключевой формулы рационализма Нового Времени - субъект-объектной парадигмы, с расшатыванием жестких естественнонаучных установок в гуманитарном познании. В частности - с переосмыслением и преобразованием гносеологического субъекта в субъекта практической жизнедеятельности; в отечественной психологии такое переосмысление блестяще осуществлено, например, в научной школе С.Л. Рубинштейна, наиболее фундаментально - в его работе "Человек и мир".

    http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/46747.php
  11. + О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии

    Для обсуждения соотношения категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии необходимо вначале выйти на сами эти категории — «субъект» и «личность», легкость произнесения которых не означает легкости их содержательного определения. Сложность нашей темы заключается в том, что ее невозможно обсуждать в пределах традиционной классической психологии, так как в ней все о психике человека, но не о самом человеке Психология человека, в отличие от психологии психики (ее свойств, процессов, структур), еще только начинает складываться. Ее основные категории очень часто имеют не понятийный, а поэтико-метафорический статус. Психология человека как особая, антропная наука (в рамках наук о человеке) — не есть теория о происхождении его от обезьяны (и в этом смысле — это не биологическая, а именно — гуманитарная дисциплина). Она должна разрабатывать свое собственное представление о сущности человека, о сугубой специфике человеческого способа жизни и его принципиального отличия от всякого другого ( до -человеческого и сверх- человеческого). В свое время В.В. Давыдов серьезно шутил: «Может, кто-то и произошел от обезьяны, но я-то — точно от человека: я родителей своих помню!» И главная трудность для нашего «просвещенного разума» — именно здесь: она заключается в том, что психология человека должна быть не о том, что есть — как любая наука о природе, а о том — как должно (или — может) быть. Иными словами, исходным основанием для психологии человека является учение не об истинности и объективности того, что есть, а — о ценности и смысле самого бытия человека. Отсюда и первый вывод: гуманитарные (человекоориентированные) науки должны строиться в первую очередь на аксеологических (ценностных) основаниях.

    http://rl-online.ru/articles/2-05/326.html
  12. +Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности[недоступно]

    Данная книга - первая в учебном комплексе - "Основы психологической антропологии" (вторая - "Психология развития человека"; третья - "Психология образования человека"). В первой книге изложены предмет, история и методы психологии человека, описаны формы и способы его бытия в мире, представлены основные образы субъективной реальности - индивидный, субъектный, личностный, индивидуальный и универсальный. Заключают книгу словарь основных понятий и учебная программа курса. Пособие адресовано не только преподавателям и студентам педагогических вузов, но также - колледжей, лицеев и всем специалистам гумани- тарных профилей.

    // М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с. ISBN 5-88527-081-3

    В настояще время публикация недоступна.
    http://co167.ru/upload/userfiles/20/slobodchikov-isaev-osnovy-psihologicheskoi-antropologi-m-1995.pdf
  13. + Парадигмы развития современной психологии и образования

    Мое выступление, мой установочный доклад, скорее увеличит число вопросов, нежели снимет их. Оно носит некоторый санитарно-гигиенический характер, т.е. разгребания мусора и расчищения площадки для мысли. Как ни странно это звучит, но только в 1984 году (или еще в 1984 году) Даниил Борисович Эльконин делал перед психологами блестящий доклад, как раз перед своим уходом из жизни, о смысле и сущности принципа историзма и о принципе развития. С одной стороны, категория развития существует довольно давно. Но в европейском сознании она появилась недавно, благодаря Гете, который фактически ввел категорию развития в философию, а затем это было распространено и на науки. И хотя психологи клялись и божились этой категорией развития, но она и до сих пор продолжает оставаться либо общей декларацией, либо магической формулой. Вот тут и начинается главный вопрос: в чем пафос в отстаивании психологами этого принципа, этой категории? Если внимательно посмотреть, то вроде бы классическая психология включает исторический принцип и принцип развития в систему организации своих знаний. Например, при решении вопроса о происхождении психики, А.Н.Леонтьев в работе «Проблемы развития психики», за которую он получил Ленинскую премию, как раз тяготеет и к истории и к развитию. Чаще всего всякое изменение в наших психологических представлениях созвучно с развитием, хотя философы возражают против отождествления изменения и развития, утверждая что развитие — это другая категория, нежели изменение. В результате, использование понятия развития в психологическом знании явно проблематично. Внутренняя неудовлетворенность, которая была у Даниила Борисовича Эльконина и у других психологов, сохраняется и до настоящего времени. По моему, это связано с тем, что в качестве предмета классической психологии, как правило, рассматривается психическое. Можно даже жестко сказать, это психология психики. Что же такое психическое, и что такое психика?

    http://charko.narod.ru/tekst/alm3/slob.html
  14. +Толерантность к нетерпимости (к дискуссии "Психология - с религией или без нее")[недоступно]

    В советские времена гуманитарные науки либо обслуживали господствующую идеологию и считали ее основанием своей "научности", либо строились на методологических принципах и категориях естественных наук. Настало время освободиться от оккупации научного сознания "всесильным и единственно верным учением - материализмом" на основе заинтересованного и ответственного погружения в содержание размышлений авторитетных отечественных исследователей и мыслителей. По изъяснению святого ап. Павла, вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11.1). Универсум психологического знания должен включить в себя и строго научные, и вненаучные, и даже паранаучные знания.

    // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т. 4, No 4. С. 13-17

    В настояще время публикация недоступна.
    https://psy-journal.hse.ru/2007-4-4/26906813.html
  15. + Христианская антропология и современная психология

    В Москве с 31 января по 3 февраля 2001 г. в гуманитарном корпусе МГУ им. М.В. Ломоносова состоялась ежегодная Богословская конференция Свято-Тихоновского богословского института — «дочерней» структуры прославленного университета. В рамках этой конференции была объявлена секция «Христианская антропология и современная психология». Религиозная и научная парадигмы исследования человека встретились, чтобы обрести область совместной деятельности и ответить на вопросы о душе и психике, грехе и нравственности, молитве и психотерапии. Необходимость подобного диалога давно осознается обеими сторонами.

    http://vos.1september.ru/articlef.php?ID=200102504
    http://www.library.by/portalus/modules/psychology/show_archives.php?subaction=showfull&id=1107779517&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&
  16. + Христианская антропология и современная психология (zip)
    http://www.mtu-net.ru/orthodoxy-psych/Texts/Seminar/VOSKRESNAYA%20SHKOLA.zip