ENG
         

Ольга Балла

Ольга Балла - публицист, редактор отдела философии и культурологии журнала «Знание-Сила». Автор более 600 публикаций в бумажной и электронной периодике, в научных и литературных сборниках («Альтернативные миры знания», 2000; «Абзац», 2006; «Homo mortalis», 2010) и сборника эссе в трёх томах «Примечания к ненаписанному» (USA, Franc-Tireur, 2010).
Область интересов: философия, культурная антропология, история идей, история культурных форм.

Публикации
  1. + Анатомия скуки

    Скука - обнажение корней бытия: чистых, ничем не прикрытых. Требуется мужество, чтобы это выдержать, не убегать от этого - какое-то время - в деятельность. (Та с ее целями - своего рода эскапизм, тем надежнее действующий, что имеющий в нашей культуре очень уж высокий статус.) Скука - переживание вторичности всех человеческих смыслов, неизбежной условности и ограниченности всех наших дел. Именно поэтому жить в ней нельзя - и именно поэтому в нее время от времени необходимо возвращаться. Скука нашего времени - тоска по позитивной цельности. И значит, в конце концов, стимул ее выработки. К тому, чтобы - как писал Паскаль - "искать более верных средств" к тому, чтобы избавиться от скуки. Кроме того, наша скука (одно из самых расхожих имен которой - "делать нечего") - это выход за пределы европейских (нововременных, прагматических, целеориентированных) парадигм отношения к жизни и к миру. По крайней мере, возможность взглянуть хоть немного со стороны на все эти парадигмы, модели, предписания, правила и цели, которые мы сами себе и задаем. Задуматься о том (еще лучше - почувствовать, это действеннее), что мы ведь только и делаем, что навязываем смысл и миру, и самим себе. Услышать смысл (или досмыслие) мира самого по себе, до всех наших "позитивных программ", мир, как правило, терзающих и всегда, неизбежно, частичных по отношению к нему. Поднаторев в критицизме и аналитизме, превратив их прямо-таки в нашу собственную форму, мы утратили терпение, доверчивость, открытость по отношению к тому, что нас превосходит. Скука - коли от нее не бежать - способна их нам вернуть. Именно скука, а не лихорадочная деятельность - свидетельство и доказательство того, что мы еще живы. "Кроме того, - сказал тот же Бродский, - что хорошо в скуке, тоске и чувстве бессмысленности вашего собственного или всех остальных существований - что это не обман".

    http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=372&binn_rubrik_pl_articles=102
  2. + Мы и она (смерть в современном мире)
    http://gertman.livejournal.com/17732.html
  3. + Наследник Просвещения (о Томасе Засе)
    http://www.chaskor.ru/article/naslednik_prosveshcheniya_16702
    http://gertman.livejournal.com/78682.html#cutid1
  4. +Разрушитель мифа душевной болезни (О Томасе Засе)[недоступно]

    Патриарх социальной мысли ХХ века не считает себя принадлежащим ни психиатрии, ни антипсихиатрии и отвергает, в их настоящем состоянии, обе. Тем не менее психиатрия - именно официальная, "институциональная", как он по сей день обзывает её, стоящую на службе у государства и на страже его интересов - очень высоко оценивает вклад Саса в своё развитие. Не прошло и пяти десятилетий со времён выхода "Мифа душевной болезни" на языке оригинала (а случилось это в 1961 году), как вышло её первое русское издание, в 2010 году. Это ли не прогресс? Второй труд Томаса Саса, не менее знаковый и нашумевший, но написанный уже после "Мифа", "Фабрика безумия" (1970), тоже уже увидел русскоязычный свет2.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.peremeny.ru/blog/4771
См.также
  1. Блог О.Гартман на сайте Радио «Свобода»
  2. Ольга Балла на сайте Проза.Ру
  3. Тексты О.Балла в LiveJournal