ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Борисова Н.З.

Публикации
  1. + История между "жизнью" и "смертью": Освальд Шпенглер и Мартин Хайдеггер

    Еще в прошлом столетии немецкий историк Э. Шмидт охарак­теризовал XVIII век как век философский, а XIX - как век истори­ческий. Если применить эти оценки к современности, то XX век можно назвать веком борьбы с историей. Особой полемичностью отличалось начало столетия, когда европейское сознание стреми­лось преодолеть им же созданное и уже ставшее стереотипным "ис­торическое мышление". Среди его наиболее спорных моментов бы­ли: сведение исторического процесса преимущественно к рациона­лизированной социально-политической истории, гипостазирование зафиксированного источниками события (принцип исторического исследования, сформулированный Л. фон Ранке) и пр. Новые же концепции отказывались от крайностей схематизирующего рацио­нализма и этатизма, стремясь соединить историческое знание с жи­вой исторической действительностью и одновременно подчеркивая неоднозначность обеих составляющих. Значительный импульс в этом направлении был задан филосо­фией жизни, в частности идеями Ф. Ницше и В. Дильтея, утверж­давшими изначальную историчность человеческой природы. Тема историко-временно́й основы человеческого существования была раз­вернута в концепциях О. Шпенглера и М. Хайдеггера [1], почти в рав­ной степени резонансных и полярно различающихся по содержа­нию, методологии и характеру изложения. В то же время они имели и своеобразные идейные параллели, которые объяснялись одинако­вой сверхзадачей: заложить основу нового исторического философ­ствования исходя из принципа сущностной историчности человече­ской жизни. Но эта же сверхзадача обусловила и их обоюдное неприятие. И. А. Михайлов отмечает: "...неприемлемым оказался для Хайдеггера даже не отказ Шпенглера от претензии философ­ской мысли на общезначимость, а то, что его коллеге удалось обос­новать - правда, лишь в системе координат своей философии - тот синтез, к которому стремился и сам Хайдеггер. На самом деле Шпенглеру удалось представить историю как жизнь..." [2] Для прояс­нения специфики обеих позиций следует рассмотреть контрапункт их философско-исторических идей.

    http://www.marsiada.ru/359/407/432/5643/