- +-История между "жизнью" и "смертью": Освальд Шпенглер и Мартин Хайдеггер[недоступно]
Еще в прошлом столетии немецкий историк Э. Шмидт охарактеризовал XVIII век как век философский, а XIX - как век исторический. Если применить эти оценки к современности, то XX век можно назвать веком борьбы с историей. Особой полемичностью отличалось начало столетия, когда европейское сознание стремилось преодолеть им же созданное и уже ставшее стереотипным "историческое мышление". Среди его наиболее спорных моментов были: сведение исторического процесса преимущественно к рационализированной социально-политической истории, гипостазирование зафиксированного источниками события (принцип исторического исследования, сформулированный Л. фон Ранке) и пр. Новые же концепции отказывались от крайностей схематизирующего рационализма и этатизма, стремясь соединить историческое знание с живой исторической действительностью и одновременно подчеркивая неоднозначность обеих составляющих. Значительный импульс в этом направлении был задан философией жизни, в частности идеями Ф. Ницше и В. Дильтея, утверждавшими изначальную историчность человеческой природы. Тема историко-временно́й основы человеческого существования была развернута в концепциях О. Шпенглера и М. Хайдеггера [1], почти в равной степени резонансных и полярно различающихся по содержанию, методологии и характеру изложения. В то же время они имели и своеобразные идейные параллели, которые объяснялись одинаковой сверхзадачей: заложить основу нового исторического философствования исходя из принципа сущностной историчности человеческой жизни. Но эта же сверхзадача обусловила и их обоюдное неприятие. И. А. Михайлов отмечает: "...неприемлемым оказался для Хайдеггера даже не отказ Шпенглера от претензии философской мысли на общезначимость, а то, что его коллеге удалось обосновать - правда, лишь в системе координат своей философии - тот синтез, к которому стремился и сам Хайдеггер. На самом деле Шпенглеру удалось представить историю как жизнь..." [2] Для прояснения специфики обеих позиций следует рассмотреть контрапункт их философско-исторических идей.
В настояще время публикация недоступна.- http://www.marsiada.ru/359/407/432/5643/