- +-Аксиологические основания гуманистической парадигмы высшего образования в культуре информационного общества[недоступно]
С точки зрения гуманистической парадигмы, субъектность, в первую очередь, означает самодетерминацию своего бытия. В этом качестве человек проявляет способность по собственной воле начинать причинно-следственный ряд, быть причиной собственной активности, выступать в качестве самодействующей причины, самодетерминизирующего начала, организующего и регулирующего активность, для разрешения возникающих в ходе жизнедеятельности проблем. В философской традиции принцип самодетерминации (causa sui) непосредственно связывается со свободой. Свобода — онтологическая и ценностная основа самодетерминации субъекта. Свобода истолковывается не только как психологический и социальный феномен. Она есть проявление глубинной сущности универсума, необходимое условие перехода потенции небытия в потенцию бытия, тотальная всепроникающая характеристика становления бытия, фундаментальный фактор единства и самообновления мира и человека. В гуманистической ценностной системе подчеркивается субъективно- деятельный аспект свободы. Свобода — это способность человека самоопределяться в своих действиях. Поэтому самодетерминация в жизнедеятельности личности проявляется, прежде всего, как ее свободное самоопределение. Самоопределение — это всеобщая форма реализации продуктивно-творческих сил личности: мышления, воображения, воли, веры и т.д. Самоопределение — это одновременно и процесс и результат выбора личностью своей жизненной
// автореферат докторской диссертации
В настояще время публикация недоступна.- http://dibase.ru/article/12052009_perevozchikovals/5