- +-Бытие-с-другими и открытые коммуникативные сообщества Франсуазы Дольто (в сб. «От Зеленого Острова к Зеленому дому продолжение истории»)[недоступно]
Сборник статей, посвященных Зеленому Дому, созданному французским психоаналитиком Франсуазой Дольто, а также реализации этой модели в России. Издание приурочено к 10-летию Санкт-Петербургского «Зеленого Острова» и 100-летию Франсуазы Дольто. Представленные статьи подготовлены на основе докладов, прочитанных на конференции «Междисциплинарное простран- ство поддержки раннего детства», прошедшей в Петербурге в сентябре 2009 года. Книга адресована психологам, педиатрам, педагогам, психоаналитикам и всем интересую- щимся ранним детством.
// От Зеленого дома к Зеленому острову: продолжение истории. Сборник статей, СПб, 150 с., СПб Инстиут раннего вмешательства.
В настояще время публикация недоступна.- http://www.z-gravi.ru/book%20II.pdf
- +-Феноменология и психоанализ: перспективы научного взаимодействия[недоступно]
Действительно, и феноменология, и психоанализ имеют общее этическое основание, связанное с местом субъекта в Истине. Для Гуссерля преодоление кризиса наук мыслится на пути объединения логики и этики. Феноменологическая редукция в этом смысле не только является методом обеспечения ясного видения, создает условия для интеллектуальной интуиции, но, прежде всего, оказывается волевым движением удерживания повседневных ценностей от онтологической окончательности, подвешивания их в когнитивной неопределенности, за рамками суждения о бытии и небытии. Феноменолог - это тот человек, который не может позволить себе впасть ни в одно из этических заблуждений времени, разделить с кем-либо ту или иную (хорошую или плохую) мораль. Для того, чтобы субъект смог бы быть раскрытым Истиной, ему необходимо бодрствовать у истоков. Присутствовать при возникновении оценок, значимостей, ценностей, но не следовать за ними в сферу наличного бытия. "Эпохе" как воздержание от суждений требует от познающего сохранения соразмерности собственных актов структурам мира, на познание и понимание которых они направлены. Картезианское понятие "ясности и отчетливости", выражающее ту степень овладения собственным сознанием, при которой его прозрачность, его "естественный свет" позволяет видеть вещи, у Гуссерля дополняется концептом "очевидности" как опыта сущего. "Очевидность в наиболее широком смысле слова, - пишет он в "Картезианских размышлениях", - есть опыт сущего и притом сущего так, как оно есть, - так-сущего, - то есть, обращенность умственного взора к самому сущему". На наш взгляд, ключевым словом в этом определении является "обращенность" - именно этот термин адекватно выражает отношения познания и сущего как раскрытости, внятия и сохранения в раскрытости, а не опредмечивания, схватывания, опосредования, или даже тематизации. Психоаналитический проект также озабочен местом субъекта в Истине, поскольку сама аналитическая коммуникация предполагает некую принципиальную неравновесность и внутреннее расщепление каждой из противоположностей. Аналитик расщеплен, потому что помещен ожиданиями и запросом анализанта в позицию знающего, которой не соответствует; при этом он действительно что-то знает, но его знание буквально неприменимо и практически бесполезно для анализанта, погруженного в страдание. Анализант расщеплен, потому что исключен своим страданием из всех отношений, в том числе, из отношений с аналитиком - анализант исключен из бытия; но, вместе с тем, именно его страдание сосредотачивает в себе фактичность вот-бытия. Если кто-то, на самом деле, есть в этом кабинете, то это, несомненно, анализант.
// Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект № 06-03-00461а).
В настояще время публикация недоступна.- http://spho.ru/library/39