-
+
-
Время и другой. Гуссерль и Левинас о трансценденции
Задача статьи — провести сравнительный анализ того, как Гуссерль и Левинас понимают время и трансценденцию другого. Часто при анализе философии Левинаса забывается ее принадлежность феноменологической традиции. Философские воззрения Левинаса представляются как неделимое целое, а его отношение к феноменологии как однозначно негативное. По-моему мнению, левинасовское отношение к феноменологии намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Левинас критикует не саму феноменологию, но ее отождествление с моделью представляющего сознания. Феноменологическое описание переживаемого времени позволяет сформулировать концепцию имплицирующей интенциональности, которая преодолевает модель представляющего сознания и открывает возможность этического отношения к другим. Вначале я проанализирую, как в феноменологии Гуссерля понимаются время и интенциональные переживания, покажу, как время и интенциональность взаимосвязаны с трансценденцией другого, а затем перейду к размышлениям Левинаса о времени, смерти и женственности как непознаваемой другости.
// Топос № 1 (12), 2006
- http://topos.ehu.lt/zine/2006/1/jonkus.htm