ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Степанова Е.А.

Степанова Елена АлексеевнаСтепанова Елена Алексеевна (1956) - доктор философских наук, профессор, сотрудник Института философии и права УрО РАН, председатель Союза правозащитных организаций Свердловской области. Область научных интересов- философия религии.

Публикации
  1. + Парадоксы религиозной идентичности

    Возвращаясь к оценке принципа этнической, и шире — культурной религиозной идентификации, следует отметить, что парадокс здесь заключается в том, что она, по сути дела, является мировоззренческой позицией, но вовсе не религиозностью в прямом смысле этого слова. Такая идентификация вовсе не предполагает, что люди разделяют соответствующие религиозные верования, а тем более следуют религиозным практикам. По данным социологических опросов, в современной России число людей, реально исповедующих религиозную веру и исполняющих соответствующие практики, колеблется в диапазоне от 4 до 8%. При этом наибольший разрыв между уровнем этнической религиозной самоидентификации и реальной «воцерковленностью» наблюдается именно в православии (по некоторым оценкам, от 70% до 6%). Наименьшим этот разрыв оказывается у протестантов, которые, как уже упоминалось, не имеют никакой этнической идентификации, поэтому число людей, считающих себя протестантами, совпадает с реальным членством в общинах. Надо сказать, что многие иерархи Русской православной церкви сами способствуют нерелигиозному восприятию религии. Как пишет исследователь современной религиозной ситуации в России С. Филатов, они «очень много говорят о необходимости быть верным национальным традициям, о непреходящей ценности национальной православной культуры, о патриотизме и единстве. За всей этой культурно-политической риторикой слова о вере, о спасении, о страдающем, любящем Боге, распятом и воскресшем, теряются и не доходят до аудитории (тем более, что услышать их она не подготовлена)».1 Итак, основным парадоксом этнической религиозной самоидентификации является то обстоятельство, что она, по сути дела, в большинстве случаев не имеет к религии никакого отношения, но, скорее, во многом является лишь отражением текущей политико-идеологической конъюнктуры. Это усугубляется тем обстоятельством, что в действительности абсолютное большинство российских граждан сегодня — не атеисты и не верующие. Они представляют собой людей с неопределенным нерелигиозным и неатеистическим мировоззрением.

    // Альманах «Дискурс-Пи» // Выпуск 5 // Дискурс идентичности

    http://discourse-pm.ur.ru/avtor5/stepanovaea.php
  2. +Теологическая антропология[недоступно]

    Теологическая антропология как предметная область христи- анского богословия возникла сравнительно недавно. Она представ- ляет собой учение о человеческой природе и о том, что значит быть личностью в христианском смысле. Конечно, христианские бого- словы всегда высказывались на эту тему, но до определенного мо- мента она звучала в контексте других проблем. Так, в богословии человеческая природа рассматривалась как часть творения, изуча- лась закономерность постижения человеком Бога, исследовалась сущность грехопадения и возможность искупления греховности, а также безусловное призвание человека перед лицом Бога. Содержание теологической антропологии в узком смысле слова сводится к решению двух основных проблем. Первая: почему для конечной человеческой природы оказывается возможным по- знание бесконечного Бога? Вторая — почему для излечения падшей человеческой природы необходимо такое радикальное средство, как искупительная смерть Христа?

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.ifp.uran.ru/files/publ/eshegodnik/2004/7.pdf