ENG
         

Георгий Тюрин, Магнитогорск. Россия

Публикации
  1. +Cёрен Кьеркегор — основы «экзистенции»[недоступно]

    Философия С.Кьеркегора занимает особое место среди философских концепций XIX века потому, что Кьеркегор впервые откровенно выступил против рационалистической системы Гегеля. Невероятная популярность гегелевских идей в XIX веке, с одной стороны, очень короткая жизнь Кьеркегора, с другой, и замкнутый характер, повлекший за собой долгое одиночество, даже затворничество, с третьей, не позволили Кьеркегору стать ни известным мыслителем при жизни, ни иметь каких-либо учеников для продолжения размышлений «в духе Кьеркегора» или развития его идей. А «дух Кьеркегора» имел свою неповторимую особенность: «Этот Единичный»,- такой текст, сформулированный самим Кьеркегором, предложил он в качестве надгробной эпитафии задолго до смерти. На философию Кьеркегора, как на Эпикура и Ницше, серьезное влияние оказали физиологические отклонения от нормы — болезни с момента рождения до конца жизни. Как считал Кьеркегор, его рождение — результат преступления родителей, а потому он так и не получил божественной благодати. «Единичность» Кьеркегора заключалась не только в резкой критике философского рационализма, который он не принял и которому противопоставил не столько систему, сколько цельность и непротиворечивость идеи веры.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.4oru.org/slovo.21177.5.html
  2. + Мартин Бубер. Диалог с Б-гом и антропология духа

    названия сочинений Бубера хорошо очерчивают основные задачи и проблемы его философии. Взятые в целом, эти проблемные задачи вряд ли оригинальны: Бог, Его утрата и обретение, Бог и мир, Бог и человек. Однако способы их решения и стиль сочинений Бубера весьма специфичны. Характерна (и отчасти напоминает о Кьеркегоре) искренняя исповедальная форма его лучших работ «Я и Ты», «Диалог». «Диалог» начинается с описания время от времени возвращающегося сна: «Каждый раз это один и тот же зов, не артикулированный, не строго ритмический… зов длительный и протяжный… зов — песня — когда он замирает, у меня останавливается сердце». Сон — и зов, и ответ — повторялись, пока однажды, во сне же, не пришел совсем особый ответ. «Я воспринял его с такой же полнотой, как звучащий ответ в моих прошлых снах. Если бы мне потребовалось сказать, чем же я его воспринял, я бы сказал: всеми порами моего тела… Перестав его воспринимать, я вновь, более чем когда-либо, ощутил звучащую, как колокольчики, уверенность: свершилось«2. Сон глубоко символичен для всей философии Бубера: он, действительно, всем своим существом — экзистенциально и искренне -»пережил«созданную им философию диалога, которую и можно было бы назвать философией зова и ответа, посланных и принятых всем существом человека,»всеми порами» его тела и духа.

    http://www.foru.ru/slovo.21202.5.html
  3. + Пауль Тиллих: онтологические и экзистенциальные мотивы философии протестантизма

    В рамках протестантской философии Тиллих отвел важное место онтологии, т.е. учению о бытии, и онтологическим категориям. Вместе с тем в его теологически ориентированной философии немало экзистенциально-персоналистских мотивов. Переживший две мировые войны, философ был уверен, что центральной категорией онтологии должно стать понятие «Mut zum Sein», т.е. «мужество (по отношению) к бытию». Протестантский теолог задался вопросом: может ли и как может человек сохранить себя, свои идеалы и свою веру перед лицом войн, катастроф, организованных массовых убийств? Современная эпоха, согласно Тиллиху, обнаруживает «власть ничто», более страшную и интенсивную, чем в прежние столетия. Человек лицом к лицу соприкасается с бездной Не-бытия. Снова и снова возникает вопрос: «Как возможно мужество по отношению к Бытию, когда из-за опыта его недостижимости закрыты все подходы к нему?» В своем ответе на этот вопрос Тиллих принимает в расчет экзистенциалистскую философию (истоки которой он усматривает еще у Шеллинга, Кьеркегора, молодого Маркса, Ницше). Однако он выступает с критикой экзистенциализма — например, положения Сартра: человек обречен на свободу. Если бы это было так, у человека не было бы никаких шансов на спасение. И хотя Тиллих соглашается с тем, что отчуждение неустранимо из человеческой жизни, он считает, что мужество по отношению к бытию спасительно, ибо его суть — в свободном самоутверждении человека вопреки всему. «Trotzdem» — несмотря ни на что, вопреки всему — своеобразная категория философии Тиллиха.

    http://www.foru.ru/slovo.21100.5.html