ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Ткаченко Александр А.

Ткаченко Александр Анатольевич - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры практической психологии Кировоградского института регионального управления и экономики, доцент кафедры практической психологии Кировоградского государственного педуниверситета.

Область научных интересов: профессиональное, личностное, «деложизненное» (духовное) самоопределение.


Публикации
  1. + Взаимодействие психолога и священника в формате теоретико-практического подхода «дело жизни»

    Основная проблема современной психологии заключается в неспособности одновременного восприятия материального и духовного. Однако, отечественные научные психологические теории, такие как культурно-историческая (Л.С. Выготского), деятельности (С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева), поступка (В.А. Роменца), в своем синтезе непосредственно приблизились к назначению психологии как науки о душе. Сформирован необходимый понятийный аппарат на базе категорий «деятельность» и «поступок», которые пока еще не получили последующего развития в жизненных и духовных измерениях существования человека. Автор работы [4] убедительно показывает, что отечественная психология была введена теологами и философами как наука о душе, которая существовала до «октябрьской революции». Потом, как отмечает В.П.Зинченко, в советское время психология, пытаясь выжить, создавалась в постоянных компромиссах с властью, идеологией, своей совестью, поэтому сохранила свои реальные достижения в сильно усеченном виде на фоне фальшивых авансов, примитивных концепций, легкомысленных моделей [6]. Сейчас, когда уровень социально-политической и экономической нестабильности и, в то же время, ответственности за будущее, очень похож на начало ХХ века, жизнеспособная психология, как наука о душе, становится особенно необходимой. Все возвращается «на круги своя». В современном обновленном становлении она ни в коей мере не отрицает уже наработанные практические подходы и конкретные экспериментальные методы [4], а в рациогуманистической перспективе, предложенной Г.А.Баллом, вообще не находит существенных противоречий с уже существующими научными достояниями

    http://psyfactor.org/lib/tkachenko4.htm
  2. + Духовно-природная психотерапия (Эсхатологический аспект). Личностная и профессиональная элитарность

    В книге представлено уникальное эмпирическое глубинное психологическое исследование, проведенное в составе тренинговых групп на лоне живописной природы в различных культурно и духовно обусловленных местах Украины. При этом было идентифицировано и описано явление, названное впоследствии «духовно-природная психотерапия». Особый интерес представляет эсхатологический характер отмеченных психических процессов и состояний феноменологического духовного содержания. Предложена также психосоциальная технология духовно-профессионального самоопределения, предполагающая достижение личностной зрелости и профессиональной элитарности. Книга может быть использована в качестве методологической и практической основы для разработки методик и психотехнологий формирования профессиональной элиты. Предназначена для практических психологов, социальных работников, преподавателей и студентов психолого-педагогических факультетов, широкого круга читателей, интересующихся психологией самоопределения. Рецензенты: Л.Ф.Бурлачук, доктор психологических наук, профессор, Киевский Национальный университет; Т.П.Висковатова, доктор психологических наук, профессор, Южноукраинский государственный педуниверситет (г.Одесса); Р.Н.Макаров, доктор педагогических наук, профессор, Государственная летная академия Украины (г. Кировоград).

    // Кировоград: КОД, 2001. — 220 c. ISBN 966-95716-4-2

    http://psyfactor.org/lib/dppt.htm
  3. + Категория "дело жизни" в психологической науке и практике
    http://www.psyfactor.org/lib/tkachenko.htm
  4. + Категория дело жизни в психологической науке и практике (украинский аспект)

    сихологическая категория «дело жизни» определяется своеобразной «точкой соприкосновения», в которой сходятся воедино и образуют качественно новое целое «смысл» «смысл жизни» «дело» и «дело жизни» как результат «деяний» человека по продуцированию наилучшего материального и духовного продукта. Эта точка объективизируется «деложизненным» самоопределением, на что направлена предложенная нами психологическая практика «дела жизни». Особое значение в понимании сути дела жизни имеет взаимоотношение категории «дело» как «собственности» самого человека, и категории «дело жизни», как внешне обусловленного назначения для какого-то «Другого». Именно в этом соотношении заключается исходная сущность и значение категории «дело жизни» для человека. Это та точка, в которой обычное человеческое дело достигает своего совершенства, а человек, который его выполняет, — своей вершины (понимаем как «акме»

    http://psyfactor.org/lib/tkachenko.htm
  5. + Общество «высшего предназначения» или после «конца цивилизации»

    К написанию этой статьи побудило заявление Международного Московского клуба независимых учёных относительно серьёзных потрясений, ожидающих человечество в ближайшие годы, которые могут привести к «концу цивилизации». В других трактовках это еще понимается как «конец истории», а изначально изложено в Евангелии как Апокалипсис. Идеи, изложенные в статье, начали формироваться под влиянием авторских эмпирико-практических и теоретических исследований по самоопределению личности в достижении своего высшего предназначения и стали принимать завершенный вид благодаря «философии ненасильственного развития» профессора И.Н.Острецова, предложившего идею фундаментального научного обоснования христианского учения на основе Разума путем перенесения из теоретической физики на социольные процессы двойственной (групповой либо индивидуальной) природы мироздания, где групповые процессы являются детерминированными, индивидуальные — случайными. Это позволяет перейти к адекватной социальной организации новой общественной системы, основанной на христианской идее.

    http://psyfactor.org/lib/tkachenko7.htm
  6. + Понятие «дела жизни» и акме

    При рассмотрении человека и цивилизации в зеркале акмеологичес-кой науки в контексте методологии исследования ее объекта и предмета, группа авторов во главе с АА.Бодалевым указывали на то, что объектом здесь являются сами достижения, а предметом — глобальный мысленный аналог объекта (Бодалев, Ганжин, Деркач, 2000, с. 94). Такой подход мы используем и в своей психологической практике, но в более предметной трактовке. Для адекватного отражения и удовлетворения психологических потребностей клиента со свойственными нашей культуре психологическими особенностями мы пришли к необходимости введения в психологическую практику понятия «дела жизни», которое разрабатывается как в практическом, так и в теоретическом плане. В общем понимании дело жизни рассматривается как предназначение человека, которое он должен реализовать в своей жизни. Это некая духовная субстанция, обусловливающая и обеспечивающая душевное развитие человека в определенном направлении. По сути, это реализация духовного развития человека и человечества. В нашем понимании дело жизни — это определяемое извне и не зависящее от воли и желания человека высшее его предназначение, выполнение которого объективизирует его духовную сущность.

    http://akme31.narod.ru/34.html
  7. + Теоретико-методологическая концепция «дело жизни»

    Предложено «расширенное» видение современной психологической науки и практики с позиций категории «дело жизни» и соответствующей теоретико-методологической концепции построения жизненного пути человека в направлении выполнения своего высшего предназначения.

    http://psyfactor.org/lib/tkachenko3.htm
  8. + Феномен «Майдана» (эмпирико-теоретический духовно-психологический взгляд)

    По общим оценкам явление «Майдана», ставшее эпицентром «Оранжевой революци» в Украине во время президентских выборов 2004 года, буквально взбудоражило не только украинскую нацию, но и все мировое сообщество. Об Украине и украинцах с уважением и надеждой заговорил мир. Невзирая на то, что уже прошло время, эти события продолжают в значительной мере определять нашу жизнь. Сейчас у нас есть возможность на них взглянуть с позиции независимого исследователя и попробовать научно осознать, что же собой в действительности представлял феномен Майдана. Было ли это стихийное явление, руководимое какими-то «высшими» силами, или это была хорошо подготовленная и реализованная политтехнология, или просто огромная толпа людей захотела так выразить свою обиду на власть. В процессе исследования феномена Майдана, непосредственно во время событий, украинскими психологами была обнаружена уникальность этого явления, которое тогда не получило научного объяснения.

    http://psyfactor.org/lib/tkachenko2.htm