ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Ибахаджиева Л.А.

Ибахаджиева Лайса Алиевна - кандидат психологических наук

Публикации
  1. + Особенности объектных страхов у чеченских дошкольников

    роизошедшие за последние десятилетия изменения в российском обществе отразились и на жизни дошкольников: видоизменились игры и игрушки, появились новые рассказы и волшебные истории, дети проживают иные жизненные ситуации. Это все не может отразиться на развитии детей, прежде всего, их эмоциональной сферы. Важность и необходимость изучения эмоций определяется той ролью, которую они играют в жизни человека, в процессе становления личности. Л.С.Выготский определял эмоции как «центральное звено» психической жизни человека и, прежде всего, ребенка. Они определяют, организуют, предвосхищают и оценивают деятельность субъекта. В дошкольном возрасте происходят важные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Появляется функция предвосхищения посредством эмоциональных образов (А.В.Запорожец), тесно связанная с прошлым опытом ребенка, опытом его отношений к различным ситуациям и другим людям. Именно эмоциональные образы моделируют смысл определенных ситуаций для дошкольника и начинают регулировать динамическую сторону его поведения (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Р. Ибрагимова и др.). В них отражаются как внешние объекты ситуации, так и собственные переживания ребенка, испытанные в ней. Эмоциональный образ и включенные в него отдельные объекты ситуации становятся причиной возникновения повторных переживаний уже в новых ситуациях, даже не схожих с ситуацией, породившей этот образ (Е.Л. Подзорова). В работах, направленных на изучение эмоциональной сферы дошкольников помимо исследований функций эмоциональных переживаний, особое место занимают исследования страхов детей. Страхи в дошкольном возрасте имеют свою специфику и связаны с особенностями развития ребенка. В них отражаются и индивидуальный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, и возрастные особенности познания (А.И.Захаров, Г.Эберлейн и др.). И хотя изучение этой эмоции в детском возрасте строилось в основном на изучении и анализе тех объектов и явлений, которые вызывают тревожные неприятные переживания у детей, можно предположить, что эмоциональные образы ситуаций, в которых ребенок пережил эмоцию страха, оказывают предвосхищающее действие на его поведение и деятельность. Например, происходит либо уход от ситуации, либо начинается борьба с ней (А.М.Прихожан). Эмоциональная жизнь чеченских дошкольников представляет особый научный и практический интерес, поскольку сопряжена с дополнительными факторами, оказывающими негативное влияние на развитие ребенка. Родители современных дошкольников были свидетелями военных действий, гибели людей, разрушений домов и т.п., что, несомненно, негативным образом повлияло на эмоциональную сферу взрослых. Воспитывая детей, родители нередко передают им собственные страхи. Кроме того, и сами дети являются свидетелями восстановления республики после военных действий, сталкиваясь с разрушенными домами, останками военной техники, последствиями террористических актов. Ситуации реальной опасности для жизни и здоровья людей не могут не сказаться на эмоциональной сфере чеченских детей дошкольного возраста. Актуальность исследования определяется тем, что ситуации, сопряженные с переживанием детьми страха, могут быть отнесены к факторам риска. Это невозможно не учитывать при построении повседневной образовательной работы.Изучение детских страхов, ситуаций и объектов, вызвавших негативные переживания, позволит лучше понять ребенка, выявить факты детской жизни, вызвавшие эти негативные переживания. Эти знания позволят эффективно решать важные и актуальные в настоящее время задачи сохранения и укрепления психологического здоровья чеченских дошкольников, корректно выстраивать образовательную работу и проектировать профилактическую деятельность, направленную на предупреждение нарушений развития личности. Актуальность исследования определяется и необходимостью изучением эмоциональной сферы детей, воспитывающихся в условиях, специфика которых обусловлена историей жизни народа и народными традициями.

    // АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Москва — 2009

    http://childpsy.ru/dissertations/id/22283.php
    http://childpsy.ru/upload/iblock/981/aref_ibhadjieva.doc