ENG
         

Наталия Георгиевна ОсуховаНаталия Георгиевна Осухова - кандидат психологических наук, практикующий психолог, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Участник многочисленных реабилитационных программ, в том числе международных проектов для социальных работников.

Н.Г. Осухова - автор более ста пятидесяти научных публикаций по различным проблемам психологии (в том числе многократно переизданного учебного пособия «Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях»), а также многочисленных научно-популярных статей в газетах и журналах.

Область научных интересов: психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации., психология личности; консультативная психология; психологическая поддержка специалистов социономических профессий

Публикации
  1. + Между поддержкой и доращиванием: психологическое сопровождение подростков, переживших насилие

    Возрождение чувств и проявление, «отыгрывание» негативных эмоций составляют основное психологическое содержание второго этапа работы (К. Роджерс, Э. Джил, К. Бютнер и др. [1]). Это чрезвычайно сложный для подростков период. Приходится постепенно приучать подростков к естественному контакту со своим телом и миром вокруг. Для этого мы в своей практике применяем экологическую психотерапию: в общении с природой даем подросткам почувствовать вкус чистой воды, свежий запах зелени; либо во время еды обращаем внимание подростка на вкус пищи. Мы использовали этот метод работы при психологическом сопровождении подростков с посттравматическим стрессом в результате пребывания в зоне боевых действий в Чечне. Начав занятия в изолированном помещении, мы постепенно вышли за его пределы и спустились к морю… Подростки сидели на берегу. Они опустили ноги в воду и слушали волны, вдыхали запахи моря. Именно здесь одна девочка, стоя по колено в воде, посмотрела на солнце и тихо произнесла: «Я — как дерево, которому дали воды…».

    // Развитие личности №1 / 2004 / М

    http://rl-online.ru/articles/1-04/411.html
  2. + Человек в экстремальной ситуации: теоретические интерпретации и модели психологической помощи

    В последнее десятилетие проблема "человек в экстремальной ситуации" явно не обделена вниманием исследователей: перестав быть вотчиной медиков и клиницистов, она стала предметом не только исследований, но и практической деятельности психологов, психотерапевтов и социальных работников. Как правило, при обсуждении "экстремальной проблематики" используются два основных понятия: "стресс" и "травма". Не вдаваясь в теоретические рассуждения об их соотношении*, отметим, что мы отдаем предпочтение второму из них, и при дальнейшем изложении материала будем оперировать понятием "травма". Эмпирических данных о влиянии экстремальных ситуаций на психику человека более чем достаточно, а вот с их теоретическим осмыслением дело обстоит гораздо хуже. Цель нашей статьи - осмыслить, как основные теоретические интерпретации "последствий экстремальной ситуации" (в дальнейшем для краткости мы будем использовать понятие "дефект") влияют на практику психологической помощи. Предпринять эту работу нас побудило одно обстоятельство: если для научных работников "понятийные разногласия" оборачиваются конфликтом интерпретаций, то для практика последствия более серьезны. Понимание "нормального целого" (в различных концепциях это "организм", "личность", "поведение", "бытие-в-мире") и "дефекта" становится отправной точкой для выбора модели оказания помощи.

    // Развитие личности №3 / 2006 /

    http://rl-online.ru/articles/rl03_06/565.html