-
+
-
Между поддержкой и доращиванием: психологическое сопровождение подростков, переживших насилие
Возрождение чувств и проявление, «отыгрывание» негативных эмоций составляют основное психологическое содержание второго этапа работы (К. Роджерс, Э. Джил, К. Бютнер и др. [1]). Это чрезвычайно сложный для подростков период. Приходится постепенно приучать подростков к естественному контакту со своим телом и миром вокруг. Для этого мы в своей практике применяем экологическую психотерапию: в общении с природой даем подросткам почувствовать вкус чистой воды, свежий запах зелени; либо во время еды обращаем внимание подростка на вкус пищи. Мы использовали этот метод работы при психологическом сопровождении подростков с посттравматическим стрессом в результате пребывания в зоне боевых действий в Чечне. Начав занятия в изолированном помещении, мы постепенно вышли за его пределы и спустились к морю… Подростки сидели на берегу. Они опустили ноги в воду и слушали волны, вдыхали запахи моря. Именно здесь одна девочка, стоя по колено в воде, посмотрела на солнце и тихо произнесла: «Я — как дерево, которому дали воды…».
// Развитие личности №1 / 2004 / М
- http://rl-online.ru/articles/1-04/411.html
- +-Феномен инфантильности: риск отказа от риска[недоступно]
Рассуждения об инфантильности современной молодежи за последние годы стали унылым лейтмотивом социологических исследований и журнальных публикаций. Как правило, под инфантильностью /инфантилизмом (от лат. "infantilis" - детский) понимается сложное и многоаспектное социально-психологическое явление, которое охватывает всю личность в целом, отражается на всех психических процессах и состояниях. Ее связывают с такими особенностями человека, как незрелость, недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы, задержка нравственного и социального созревания, иждивенчество, отсутствие трудовой мотивации, зависимость от других, хаотичность поведения, а также слабое развитие рефлексии при явно доминирующей потребности в удовольствии и развлечениях [13, С.7.].
// Сборник материалов Второй Международной научно-практической конференции "Риски современности" в рамках "Дней экзистенциальной психологии в Кемерово" (Кемерово, 17-18 марта 2010 г.) - http://www.iandfamily.ru/matconf2010
В настояще время публикация недоступна.- http://www.iandfamily.ru/osuhovasilaeva
-
+
-
Человек в экстремальной ситуации: теоретические интерпретации и модели психологической помощи
В последнее десятилетие проблема "человек в экстремальной ситуации" явно не обделена вниманием исследователей: перестав быть вотчиной медиков и клиницистов, она стала предметом не только исследований, но и практической деятельности психологов, психотерапевтов и социальных работников. Как правило, при обсуждении "экстремальной проблематики" используются два основных понятия: "стресс" и "травма". Не вдаваясь в теоретические рассуждения об их соотношении*, отметим, что мы отдаем предпочтение второму из них, и при дальнейшем изложении материала будем оперировать понятием "травма". Эмпирических данных о влиянии экстремальных ситуаций на психику человека более чем достаточно, а вот с их теоретическим осмыслением дело обстоит гораздо хуже. Цель нашей статьи - осмыслить, как основные теоретические интерпретации "последствий экстремальной ситуации" (в дальнейшем для краткости мы будем использовать понятие "дефект") влияют на практику психологической помощи. Предпринять эту работу нас побудило одно обстоятельство: если для научных работников "понятийные разногласия" оборачиваются конфликтом интерпретаций, то для практика последствия более серьезны. Понимание "нормального целого" (в различных концепциях это "организм", "личность", "поведение", "бытие-в-мире") и "дефекта" становится отправной точкой для выбора модели оказания помощи.
// Развитие личности №3 / 2006 /
- http://rl-online.ru/articles/rl03_06/565.html