ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Смирных С.В.

Смирных Сергей Владиславович - философ, член «Санкт-Петербургского общества классической немецкой философии», независимый исследователь. Область научных интересов: классическая немецкая философия, антропология

Публикации
  1. + Вера как достоверность истины

    бъективный дух впадает в бесконечный прогресс внешней цели. Единичное самосознание исходит из ложной предпосылки, что оно, как единичное, и есть причина себя, сущность всего «своего». Гегель подчеркивает, что эта «лишенная содержания точка зрения вообще исключает возможность религии»; «здесь не может быть религии, подобно тому, как ее не может быть и в том учении, которое основывается на чувственном сознании» (11, т.1, с.356). Потому что для них «наивысшее — ничего не знать ни о Боге, ни об истине, а вследствие этого люди не знают и что такое право и долг» (11, т.1 с.355). Так, например, унаследованное от Просвещения «здравомыслие», «считает глупостью, когда верующий индивид сообщает себе более высокое сознание — не быть прикованным к естественному потреблению и удовольствию… Точно так же считает оно глупостью, что индивид отрешается от своей определенности — быть абсолютно единичным, все другое исключающим и обладающим собственностью…, что он поднялся выше природной необходимости обособляться и… отрицать тождество других с собою» (8, с.299). Истиной практического отношения является вера — способ внутренней цели. Абсолютная потребность свободы ( истинного бытия) — вера в личное спасение получает свое непосредственное (достоверное) удовлетворение в культе

    // Опубликовано в журнале «Credo New»

    http://credonew.ru/content/view/639/32/
  2. + Гегель: парадигма свободы

    Два века назад Г.В.Ф. Гегель доказал, что всемирная история необходимо переходит к эпохе свободы как сущности духа: «Наше время есть время рождения и перехода к новому периоду» (4, т.IV, с.6). «Настала в мире новая эпоха» (1, кн.3, с.570). Этот вывод завершает историю «любви к мудрости», когда философия в заключении постигает свое собственное понятие. Лишь в научной форме дух поистине «знает о себе как об абсолютном духе, и единственно только это знание, дух, есть его истинное существование. Это — точка зрения нашего времени, и ряд духовных формаций этим теперь завершен» (там же, с.571). А.Н. Муравьев первым обратил внимание на тот факт, что в §§574-577 «Энциклопедии философских наук» Гегель сам выносит вердикт своему философскому учению как еще историческому: первому явлению истины в форме науки (10). Там же Гегель указывает и на то, что логическое самоопределение абсолютного духа «обосновывает дальнейшее развитие», реальность которого самим духом пока еще не положена. Это определение имеет для нас форму научного прогноза, содержание которого пока еще «лишено внешней всеобщности» (6, т.2, с.333). Моя статья представляет собой попытку составления возможных «примечаний» и «прибавлений» к последним параграфам «Энциклопедии», поскольку ее «сжатый, формальный и абстрактный стиль», как признается сам Гегель, требовал таких дополнительных разъяснений на лекциях

    // Опубликовано в журнале «Credo New»

    http://credonew.ru/content/view/659/33/
  3. + Самосознание как принцип разума и свободы

    Необходимость философии состоит в том, что она завершает снятие всеобщего опыта и выступает как заключение (вывод) принципа эпохи в тотальности всех его проявлений: в объективном духе, искусстве, религии и истории философии. Но теперь в спекулятивную сферу абсолютного отрицания впервые входит сам субъективный дух. Всемирная история необходимо переходит к эпохе свободы как сущности духа. Как пишет Гегель: «Настала в мире новая эпоха» (1). «Наше время есть время рождения и перехода к новому периоду» (2), в котором «наука проявляется как субъективное познание, чья цель — свобода, а оно само есть путь, которым свобода порождает себя» (3). В последних параграфах «Энциклопедии философских наук» Гегель указывает на то, что логическое самоопределение абсолютного духа «обосновывает дальнейшее развитие», реальность которого, однако еще не положена им самим (4). «Совершенная объективность» (всеобщность и необходимость) понятия философии в учении Гегеля еще не имеет сущей для себя субъективной свободы, которая есть для нас только в форме научного прогноза. Понятие науки пока еще «лишено внешней всеобщности» субъективного деяния духа, не опосредствовано сознательной деятельностью философского духа в определении её результата.

    // Опубликовано в журнале «Credo New»

    http://credonew.ru/content/view/852/44/