-
+
-
Ценностно-смысловые компоненты профессиональной мотивации (на примере специалистов локомотивных бригад)
несмотря на возрастающее внимание к проблеме личностной обусловленности процесса формирования профессиональной пригодности субъекта труда, до настоящего времени ощущается дефицит исследований в области совершенствования принципов и методов изучения личностных свойств и, в частности, ценностно-смыслового аспекта мотивационной сферы, ее связи с успешностью профессиональной деятельности. Эмпирическое изучение ценностно-смыслового аспекта профессиональной мотивации сталкивается со значительными ограничениями методических приемов психодиагностики и прогностики в связи с особым статусом этой сферы, с объективными трудностями выполнения анализа на интрапсихологическом уровне и выявления глубоких (не лежащих на поверхности и не всегда экстериоризуемых) индивидуальных личностных характеристик (Насиновская, 2003). Таким образом, для исследования ценностно-смысловой составляющей профессиональной мотивации недостаточно ограничиваться использованием приемов и методов, традиционно применяемых для изучения личности, таких как опросники и анкеты, в которых характер вопросов, как правило, жестко детерминирован, т.е. они либо исключают свободную и индивидуально значимую рефлексию в раскрытии содержательных сторон побудительной активности субъекта, либо побуждают его в своих ответах следовать социально-одобряемым типам ответов и, в третьих, не способны выявить неосознаваемые ценностно-смысловые конструкты. Осознание смысла побуждений активности может быть чрезвычайно сложным этапом личностного роста и социального созревания профессионала, когда выбор профессии оказывается самым тесным образом связан со смыслом жизни, пониманием своей ответственности перед обществом, отношением к опасности профессии. К одной из профе
// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва ‑ 2009
- http://www.ipras.ru/engine/documents/document1589.doc