ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Харламенкова Н.Е.

Харламенкова Наталья Евгеньевна - доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией психологии посттравматического стресса Института психологии РАН. Специалист в области психологии личности и психологии развития. Сфера научных интересов: генез, структура и механизмы самоутверждения личности; гендерная идентичность и ее особенности в норме и при аномалиях полового развития, роль отца в дифференциации гендерной идентичности; спонтанность как критерий зрелости личности.

Публикации
  1. +Гуманистическая психология (гл. из учебного пособия "Психология лчности")[недоступно]

    Разработка концепции жизненного пути личности способствовала решению старой проблемы, как соединить индивидуально-биографический и социально-типический подходы к жизни, т.е. осуществить переход от идиографического к номотетическому методу изучения жизни человека. Свои исходные взгляды Рубинштейн изложил в "Основах общей психологии", где пока еще не фигурирует само понятие субъекта, но та реальность, которую оно обозначает, уже представлена. "Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал" (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946. С. 683). В данном утверждении содержится указание не только на то, что личность зависит от условий и обстоятельств своей жизни, но и на то, что она сама их обуславливает. Сознание, активность, зрелось личности рассматриваются Рубинштейном как "высшие личностные образования" (Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В., 1989. С. 221), которые выполняют функции организации, регуляции, обеспечения целостности жизненного пути человека как субъекта деятельности. В отличие от отечественной психологии того времени, которая исследовала личность либо через систему общественных отношений, конкретно реализуемых во взаимодействии между ребенком и взрослым (Л.С. Выготский), либо с помощью категории деятельности (А.Н. Леонтьев), С.Л. Рубинштейн вышел за пределы конкретных видов материальной и идеальной деятельности, поместив личность в более широкий контекст - в пространство ее жизнедеятельности. Именно личность соотносит свои субъективные желания и объективные требования социальной ситуации, осуществляя регуляцию взаимоотношений между субъектом и объектом. "Таким образом, личность не растворяется в деятельности, а посредством нее решает сложные жизненные задачи и противоречия. Здесь деятельность выступает в качестве поведения и поступков. Это и есть качество личности как субъекта жизни, который определяет свои ценности и способы их реализации в жизни, строит свои отношения (и способы общения в них), находит адекватные своей личности способы самореализации в деятельности"

    В настояще время публикация недоступна.
    http://ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/4.html
  2. +Жизненный путь личности (гл. из книги "Психология личности")[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/11.html