ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Маслянка Ю.В.

Маслянка Юлия Владимировна - преподаватель кафедры философии Пермского Государственного Университета, кандидат философских наук.

Публикации
  1. + Онтология "смысла жизни" в ракурсе конкретно-всеобщего философского подхода

    // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион.

    http://izvuz.pnzgu.ru/files/izvuz.pnzgu.ru/gn_2009_1.pdf
  2. + Проблема смысла жизни в современной философии

    Вечная проблема «смысла жизни» становится как никогда актуальной в условиях тотального кризиса современной мировой цивилизации, не решившей ни одной из возникших перед человечеством острейших проблем: войн, терроризма, беспрецедентного роста неравенства, нищеты, голода, СПИДа, проституции etc. Неуправляемый характер изменений в сферах экологии и экономики, социальной политики и идеологии, стремительное приближение к роковой точке of no return, делают вопрос о «СМЫСЛЕ» — вопросом вопросов современности. Широко обсуждаемые сегодня ангажированными философскими кругами проблемы кризиса индивидуальной/коллективной идентичности, «риска», связанного с нарушением внутренней логики развития социальной системы и бездействием (в контексте «неопределенности будущего»), теория многовекторной modernity явно испытывают потребность в метафизическом обосновании, острую нехватку «СМЫСЛА». Без преувеличения, роковую роль в этой ситуации играет философский постмодернизм (смысловая «нигитология»), с характерным для него индетерминизмом, антииерархизмом, эклектизмом и «ризоматическим дрейфом в смысловом пространстве». «Бес-СМЫСЛЕННОСТЬ» в данном контексте приобретает широкие права гражданства, а уделом человека, личности становится «маленький смысл» (Б.Хюбнер). Установка на «маленький смысл», опирающаяся на концепты социального атомизма, индивидуализма, этического плюрализма, формирует ту «ложную современность», которая становится нашим «демоном»1. Выявление «СМЫСЛА» как системы объективных тенденций развития родовой и индивидуальной человеческой сущности становится чрезвычайно актуальным в условиях «столкновения цивилизаций» (С.Хантингтон), «современностей» (И.Валлерстайн), «философий» (Д.Деннет), в условиях движения к новому, еще во многом неопределенному, постиндустриальному обществу с характерным для него новым типом индивидуации личности. Архитектонические сдвиги в недрах общественной системы, формирование «всеобщего труда», вырождение стоимостного отношения и, как следствие, кризис господствовавшей на протяжении практически тысячелетия абстрактно-всеобщей системы ценностей ставят перед человечеством (и каждым человеком!) задачу формирования обновленной коммюнотарной, конкретно-всеобщей ценностно-смысловой системы. «СМЫСЛ», связанный с выявлением и артикуляцией основных элементов новой, действительно общечеловеческой, системы ценностей, есть то недостающее, ключевое звено, без которого оказываются несостоятельными современные теории и соответствующие им практики межкультурного диалога, формирования глобальной этики, движения альтерглобализма. В ситуации все обостряющегося противостояния Я/МЫ — СЕТЬ, исторически укорененных партикуляристских идентичностей и универсального инструментализма (глобализма) СМЫСЛ становится единственным источником, способом обнаружения действительных стратегий, «мегатрендов» цивилизационного развития, противостоящим вполне вероятной сегодня тенденции возврата в «темные века» (Э.Тоффлер). И, наконец, особое значение проблемы «смысла жизни», «смысла истории», противостояния «СМЫСЛА» и «бес-СМЫСЛЕННОСТИ» приобретают в условиях глубокого, всестороннего кризиса в современной России, переживающей серию спорных во многих отношениях «реформ», идущих, как представляется, в разрез с глобальными тенденциями развития человечества… Вопрос о «СМЫСЛЕ» давно превратился для нашего социума из абстрактного, теоретического вопроса в практический вопрос выживания нации, подталкивающий нас к осознанию необходимости коренного изменения нашего способа жизнедеятельности, выработки и реализации «прорывной стратегии» развития (В.В.Орлов) как последней возможности вхождения России в постиндустриальное общество.

    // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Пермь 2008

    http://tipa-biblioteka.narod.ru/Maslianka.doc
  3. + Смысловой кризис современности и философия постмодернизма

    В статье проводится мысль о том, что "смысл жизни" есть центральная структура личностной идентичности, условие индивидуального и общественного развития. Всесторонний кризис современной цивилизации рассматривается через призму смыслового кризиса и столкновения различных нравственных горизонтов. В центе внимания автора - та негативная роль, которую играет постмодернистская символическая культура в контексте поиска выхода из сложившейся ситуации.

    // ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОН. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ No 1 (13) 2010

    http://izvuz.pnzgu.ru/files/izvuz.pnzgu.ru/gn_1_2010.pdf