ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Касаткина Т.А.

Татьяна Александровна Касаткина (1963) - доктор филологических наук, литературовед, культуролог, религиовед, писатель. Специалист в области теории культуры, теории литературы, философии, религиоведения, творчества Ф. М. Достоевского, русской литературы XIX-XXI вв. Председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф. М. Достоевского Научного совета «История мировой культуры» РАН, зав. отделом теории литературы ИМЛИ им. А. М. Горького РАН. Член Международного общества Ф. М. Достоевского. Член правления Российского общества Ф. М. Достоевского. Член редакционного совета альманаха «Достоевский и мировая культура», член редколлегии ежегодника «Достоевский и современность». Автор 5 монографий, учебного пособия по курсу «Религия, культура, искусство», более 200 научных статей, редактор многих сборников работ отечественных и зарубежных ученых.

Публикации
  1. + Личность как ценность: методология гуманитарных наук в отличие от наук технических

    Мы часто пренебрегаем методологией гуманитарных наук даже тогда, когда речь идет о самом человеке. В нашей медицине (я говорю не о везде случающихся отрадных исключениях, а о системе) пациент уже давно безгласный объект, ничего не могущий понимать в своей болезни, поскольку главный принцип субъект-объектного отношения - со стороны виднее. Или, из другой области: сплошь и рядом приходится слышать мнение, что историю религий должны преподавать исключительно атеисты. Очевидно, по тому же принципу - со стороны виднее. Но, как следует из основного метода гуманитарных наук, со стороны в них не видно вообще ничего. Только ряды фактов. Но без ключа к ним факты эти для нас совершенно бесполезны. Ведь факты в этих рядах могут не просто стоять в произвольном порядке, но и стоять на голове, на боку, представляя из себя, таким образом, нечто, мягко говоря, не вполне адекватное истинному факту, как он есть. То есть, сам ряд фактов в отсутствие верного взгляда может представлять собой искажение этих фактов. Эти наборы фактов можно сравнить с кучками рассыпанных элементов, мозаики, из которых надо собрать картинки. Если у нас нет общего образа, почти невозможно установить, что именно изображает тот или иной элемент, свое истинное значение получающий лишь в системе. "Научная" методология именно в гуманитарной области (и здесь надо заметить что радикальное деление на "гуманитарную" и "естественно-техническую" методологии было бы неверно - и та, и другая могут употребляться и в той и в другой областях) чрезвычайно подозрительна как раз к "теории".

    http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=35