-
+
-
Личность как ценность: методология гуманитарных наук в отличие от наук технических
Мы часто пренебрегаем методологией гуманитарных наук даже тогда, когда речь идет о самом человеке. В нашей медицине (я говорю не о везде случающихся отрадных исключениях, а о системе) пациент уже давно безгласный объект, ничего не могущий понимать в своей болезни, поскольку главный принцип субъект-объектного отношения - со стороны виднее. Или, из другой области: сплошь и рядом приходится слышать мнение, что историю религий должны преподавать исключительно атеисты. Очевидно, по тому же принципу - со стороны виднее. Но, как следует из основного метода гуманитарных наук, со стороны в них не видно вообще ничего. Только ряды фактов. Но без ключа к ним факты эти для нас совершенно бесполезны. Ведь факты в этих рядах могут не просто стоять в произвольном порядке, но и стоять на голове, на боку, представляя из себя, таким образом, нечто, мягко говоря, не вполне адекватное истинному факту, как он есть. То есть, сам ряд фактов в отсутствие верного взгляда может представлять собой искажение этих фактов. Эти наборы фактов можно сравнить с кучками рассыпанных элементов, мозаики, из которых надо собрать картинки. Если у нас нет общего образа, почти невозможно установить, что именно изображает тот или иной элемент, свое истинное значение получающий лишь в системе. "Научная" методология именно в гуманитарной области (и здесь надо заметить что радикальное деление на "гуманитарную" и "естественно-техническую" методологии было бы неверно - и та, и другая могут употребляться и в той и в другой областях) чрезвычайно подозрительна как раз к "теории".
- http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=35