-
+
-
Проявление ценностных ориентаций личности на осознаваемом и неосозноваемом уровне
Проблема ценностей и ценностных ориентаций является предметом изучения ряда наук о человеке и обществе, в частности, философии, социологии, психологии и педагогики. Система ценностных ориентаций имеет сложную, многоуровневую структуру детерминацию. Вершина ее — ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности. Система ценностных ориентаций не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций. Существует большое количество работ посвященных исследованию ценностей личности, с учетом осознаваемого выбора ценностей, но без учета неосознаваемых мотивов выбора. Отечественными психологами и социологами для диагностики ценностей наиболее часто используется методика М.Рокича, представляющая собой ранжирование двух списков ценностей: терминальных и инструментальных. Согласно данной методике исследователь может выявить лишь те ценности, которые испытуемый осознает. Методика М.Рокича не учитывает неосознаваемые ценности личности, которые за частую оказывают влияние на эмоции, поведение, оценку своих поступков и поступков других людей. Эта проблема обусловила выбор данной темы исследования
// Психологические исследования: сб. науч. тр: Вып. 4. Самара: Изд-во «Универс-групп», 2007. С. 155-162.
- http://www.psycheya.ru/lib/cennostnie_orientiri.pdf