-
+
-
Душа нацистского почтальона (рецензия к кн. Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме.)
Мораль мелкого буржуа, принимавшего за патриотизм — подчинение государству, а за мораль — мнение добропорядочного общества, его лицемерие и ханжество не раз становились поводом для размышлений еще в XIX веке. Но нацизм довел моральную логику обывателя до предела, до абсолюта, и тогда на свет родился «категорический императив Третьего рейха», сформулированный Гансом Франком: «Поступай так, чтобы фюрер, узнав о твоих поступках, мог тебя за них похвалить». Интересен тот факт, что многие интеллектуалы приняли фашизм за опровержение «буржуазной морали», в то время как он был ее квинтэссенцией, ее ярчайшим выражением. В результате совесть в обычном понимании сменилась на свою противоположность: «Вместо того, чтобы сказать: «Какие ужасные вещи я совершаю с людьми!», убийца мог воскликнуть: «Какие ужасные вещи вынужден я наблюдать, исполняя свой долг, как тяжела задача, легшая на мои плечи!»» (с. 160). Оправданием такому извращению служила война якобы «за выживание нации», которая была призвана оправдать все.
- http://scepsis.ru/library/id_2310.html