- +-Гуманизм и экзистенциально-персоналистическая философия (гл из книги «Гуманизм — феномен современной культуры»)[недоступно]
В ХХ в. большое влияние на гуманизм, в том числе и светский, оказали экзистенциализм и персонализм с их глубоким проникновением в фундаментальные проблемы и состояния человека. Они позволили в большей степени прояснить жизненный мир личности, лучше осознать сложность феномена человека. Поэтому вполне естественно, что практически все современные гуманисты осознают принципиальную важность учета идей этих философских школ для разработки и модернизации мировоззренческой парадигмы гуманизма. На связь гуманизма с экзистенциализмом указывают как отечественные, так и зарубежные исследователи, подчеркивая огромный гуманистический потенциал экзистенциализма[1]. Например, Кальвин Хайес в работе «Экзистенциализм, гуманизм и позитивизм» указывает на связь между экзистенциализмом и гуманизмом, полагая, что она обнаруживается в самом главном для этих философских систем по самому главному для них вопросу: творчество человеком своих собственных ценностей. Современный гуманизм вполне разделяет идею Ж.-П. Сартра о том, что существование человека предшествует его сущности, что придаёт гуманистическому мировоззрению и его культурным практикам черты проективности, открытости, рефлексивности и самокритичности.
В настояще время публикация недоступна.- http://hum.offlink.ru/education/kurses/sovr_humanism/A_kudishina_Humanism_modern/2_34/
- http://www.humanism.ru/ph10.htm
- +-Гуманистическое понимание природы человека (из книги А.А.Кудишина. Гуманизм-феномен современной культуры)[недоступно]
В этой части книги ставится задача гуманистической реконструкции культуры человека, прежде всего, как культуры его внутреннего мира, но понимаемой расширенно, т.е. включающей в себя фундаментальные антропологические качества индивида и столь же фундаментальные экзистенциальные состояния личности, содержательно наполненные культурой как ближайшей средой её существования. Кроме того, в данном случае термин «культура» понимается не просто как отражённый во внутреннем мире человека уровень развития общества, творческих сил и способностей человека как субъекта культуры, но и как такая общая совокупность жизненных качеств личности, которая может экспонировать внутренний мир индивида типа Homo humanus — человека человечного. Идеализация — известный прием исследования. В данном случае речь идет как об описании внутреннего мира человека под аксиологическим углом зрения (коль скоро культура — это мир ценностей), так и об обсуждении в гуманистической литературе некоторой нормы, того, что можно было бы назвать позитивностью нормального человека.
В настояще время публикация недоступна.- http://www.humanism.ru/ph12.htm
- +-Экзистенциализм и гуманизм в России: Лев Шестов и Николай Бердяев[недоступно]
Кризис мировой цивилизации требовал ревизии его оснований, духовных, прежде всего. Это неизбежно привело к взрыву, буквально фейерверку идеологических, общественных и философских движений, направлений, идей, в целом и общем признающих необходимость изменения положения человека в обществе и мироздании в целом. Споры о новом обществе, новом человеке, новом искусстве, новой религии и религиозном сознании, начавшиеся в России столетие назад, стали выражением напряжённых раздумий о человеке, его экзистенциальной судьбе и личной ответственности за земное мироздание. Экзистенциализм, родиной которого стала Россия в начале ХХ в., и размышления о судьбах западноевропейского гуманизма, на который, по сути, была возложена ответственность за происходящее «в век девятнадцатый, железный» и следующий за ним, двадцатый с его средствами массового и тотального самоуничтожения, явились закономерным следствием сложившейся ситуации. Русские религиозные мыслители в этой борьбе идей занимают уникальное место. Они необычайно чутко откликнулись на зов времени, переводя, однако, социальные коллизии в область метафизическую и духовную. Пережив увлечение оптимистической, в основном «легально-марксистской», версией развития истории, Н. Бердяев. С. Булгаков, Л. Шестов. С.Л. Франк и др. отказались от марксизма и революционности и встали у истоков духовного обновления — нового религиозного сознания, новой христианской антропологии, метафизического скептицизма.
// КОЛОМНА 2007
В настояще время публикация недоступна.- http://www.humanism.ru/ekzistencializm-i-gumanizm-v-rossii/
- +-Экзистенциальные ценности (гл. из книги Гуманизм — феномен современной культуры)[недоступно]
Ценностное ядро гуманизма сложилось, во многом стихийно, в период Античности и утвердилось в эпоху Возрождения, когда гуманистическая система ценностей была концептуально осмыслена: «Стержень возрожденческого гуманизма состоял в особом внимании к личности человека, его достоинству, благородству, славе, разуму и красоте тела. Это составляло конструктивную сторону перехода от средневековой иерархии ценностей к гуманизму Возрождения».[1] Гуманизм — исторически меняющаяся система ценностей, но при этом он сохраняет идею личности как своего главного ценностного приоритета. К настоящему моменту современный гуманизм располагает детально разработанной в теоретическом и практическом смысле аксиологией. Идея равнодостойности личности всем ценностям мира провозглашается в документах и декларациях современного гуманизма. В них особенно сильно ощущается идея первичности человеческого Я по отношению к идеям и мировоззрениям разного рода. В этой связи В.А. Кувакин настаивает на включении самой личности в ценностное измерение гуманизма, поскольку приоритет в жизни и право решающего голоса по отношению к любой идее и даже собственному мировоззрению принадлежит, прежде всего, личности, её Я как вездесущей наличности, осуществляющей «роль синтезатора и объединителя, соотнесения и прикрепления к человеку всего и вся…»
В настояще время публикация недоступна.- http://www.humanism.ru/ph16.htm