ENG
         

Макс Шелер (Max Scheler; 1874 - 1928) - немецкий философ и социолог, один из основоположников аксиологии (теории ценностей), социологии знания и философской антропологии

Основные области исследований Шеллера - описательная психология, и социология знания, в которой он различал ряд типов религиозного, метафизического, научного мышления (в зависимости от их установки по отношению и Богу, миру, ценностям, действительности) и пытался поставить их в связь с определенными формами общественной, практически-государственной и экономической жизни. Созерцающему и познающему человеку, согласно Шелеру, противостоят объективные, не созданные человеком предметные миры, каждый из которых обладает своей доступной созерцанию сущностью и своими законами; последние стоят выше эмпирических законов существования и проявления соответствующих предметных миров, в которых эти сущности благодаря восприятию становятся данными.

Публикации
  1. + Ordo amoris

    * Ordo amoris - (лат.) строй [порядок] любви. Исследую ли я индивида или историческую эпоху, семью, народ, нацию или иные социоисторические единства на предмет их внутренней сущности - самым глубоким образом я познаю и пойму ее тогда, когда познаю систему ее фактических ценностных оценок и ценностных предпочтений, всегда неким образом расчлененную. Эту систему я называю этосом этого субъекта. А подлинной сердцевиной этого этоса является строй любви и ненависти, форма построения этих господствующих и преобладающих страстей, прежде всего то, какова эта форма в слое, ставшем образцовым. Мировоззрение, а также поступки и действия субъекта всегда находятся под правлением и этой системы. Итак, понятие ordo amoris имеет два значения: нормативное и только фактическое и дескриптивное. Нормативно его значение не в том смысле, что сам этот порядок есть совокупность норм. Тогда бы он мог полагаться лишь посредством некоторого воления - будь то воление человека или Бога, - но не мог бы познаваться очевидным образом. Имеется же именно познание субординации всего, что только может быть любимо в соответствии с его внутренней, подобающей ему ценностью. Это познание есть центральная проблема всякой этики.

    http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000166/index.shtml
    http://anthropology.rinet.ru/old/library/sheler11.htm
  2. + Особое метафизическое положение человека
    http://topos.ehu.lt/zine/2004/1/sheler2.pdf
  3. +Положение человека в космосе[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://anthropology.rinet.ru/old/library/sheler7.htm
  4. +Ресентимет в структуре моралей.[недоступно]

    Первая работа о ресентименте была опубликована Шелером в 1912 г. в «Журнале по психопатологии» под названием «О ресентименте и моральной оценке. Исследование о патологии культуры». В этой стате М.Шелер исследует феномен, совершивший «переворот в ценностях» современного человечества. В полемике с Ф. Ницше автор защищает идею христианской любви и с помощью феноменологического метода показывает шаткость духовно-нравственных основ западной цивилизации.

    // Оп.: Шелер М Ресентимет в структуре моралей. М.: Наука, 1999, страниц: 231. ISBN: 5-02-026812-7, 5-791, формат: 70х100/32

    В настояще время публикация недоступна.
    http://krotov.info/libr_min/25_sh/shel/er1.html
  5. +Учение Макса Шелера о ресентименте и его значение для социологии[недоступно]

    Макс Шелер представляет направление социологической мысли, которое можно было бы назвать «религиозной социологией» — если бы не два «но». С одной стороны, под «религиозной социологией», существующей сегодня на Западе, подразумевается не совсем то, чем занимался Шелер. Как социолог он ближе к русским религиозно-философским мыслителям, в особенности к В.Соловьеву и С.Булгакову. С другой стороны, «религиозность» самого Шелера была самобытна. Она не укладывалась в рамки традиционных конфессий, а его социология, разумеется, не имела ничего общего с тем, что называется «идеологическим обслуживанием клерикальных интересов» каких-либо церквей или сект. Его ранняя социология строится на феноменологически обоснованной философии ценностей, «вечный порядок» которых согласуется с христианской антропологией. Поздняя «социология знания» строится на оригинальной философско-религиозной концепции человека, в которой появляются пантеистические и антропотеистические мотивы. Вот почему, на наш взгляд, корректней было бы считать Шелера все-таки представителем философской социологии.

    // Социологический журнал №4 за 1997 год

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.nietzsche.ru/influence/philosophie/sheler/
  6. +Феноменология и теория познания[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://anthropology.rinet.ru/old/library/sheler-sod.htm
  7. + Философские фрагменты из записных книжек последнего года жизни
    http://topos.ehu.lt/zine/2004/1/sheler1.pdf
  8. +Философское мировоззрение[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://anthropology.rinet.ru/old/library/sheler2.htm
См.также
  1. Информационная система «Мах Шеллер и Россия»
  2. Бачинин В.А. О старорусском бунте 1831 года, ресентименте М. Шелера и подполье Ф. Достоевского
  3. Власова О.А. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ. История. Мыслители. Проблемы
  4. Гагарин А.С. Философская антропология М.Шелера: проблема интенциональности
  5. Кушнаренко Я.В. Антропология и аксиология М. Шелера
  6. Марков Б.В. Метафизика любви
  7. Марков Б.В. Ценности и бытие
  8. Мишель А. Феноменология жизни