- +-Иллюзия свободы воли и идентичность[недоступно]
В рассматриваемой нами работе Spence (1996) указывает на осознанное переживание свободы воли как на одно из основополагающих понятий в феноменологии человека. В то же время он ставит волю человека в зависимость от окружающей среды, от природы в целом. Действительно, исходя из определений влечения и инстинктивного побуждения Ясперса, и их роли в поведении, логично утверждать, что свободен лишь сам акт выбора между продиктованными мотивами. Сами мотивы не определяются волей. Ниже, формулируя концепцию свободной воли, Spence постулирует ее слагаемые: (1) сознание свободы выбора действий, (2) сознательное прогнозирование результата, исходя из имеющегося опыта, (3) абстрактное убеждение, что наша воля свободна. Автор справедливо отмечает, что данные проявления способны реализовываться и порознь, например сознание свободы в отношении определенного действия может сочетаться с убеждением, что действия в целом, как таковые, обусловлены воздействием природных условий или внутренне детерминирующих факторов. Развивая свою мысль, автор предлагает рассматривать свободу воли в трех аспектах по отношению к действию: (1) сенсомоторное чувство, сосуществующее с действием, (2) осознанное убеждение, сопровождающееся действием, (3) абстрактное убеждение, существующее независимо от специфических действий.
// Комментарий на статью С. Спенса "Свобода воли в свете нейропсихиатрии" (Sean A. Spence. Free Will in the Light of Neuropsychiatry. // Philosophy, Psychiatry & Psychology PPP, Vol. 3, № 2, June 1996, pp. 75-90). Статья напечатана в Независимом
В настояще время публикация недоступна.- http://www.book-ua.org/FILES/psychology/3_03_2008/psy_2082.doc
- http://www.rusmedserv.com/psychsex/freewill.shtml