ENG
         

Венгер Александр Леонидович - детский психолог, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна», доцент кафедры детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО).

Публикации
  1. + Двадцать лет спустя. Размышления над книгой А.А.Пузырея "Психология. Психотехника. Психагогика"

    Статья посвящена анализу некоторых тенденций в современной отечественной психологии. Недавние публикации А.А.Пузырея, Ф.Е.Василюка и ряда других российских психологов демонстрируют отказ от ориентации на культурно-историческую и деятельностную парадигму, господствовавшую в отечественной психологии второй половины XX века. Она сменяется поисками нового содержания психологии на стыке с философской и теологической проблематикой. В статье обсуждается вопрос о правомерности и перспективности этого направления движения с учетом общих закономерностей развития психологии и общественного сознания в целом на протяжении последних полутора столетий. Ключевые слова: культурно-историческая теория, христианская психология, психотерапия, предмет психологии, методы исследования, философия, теология, методология.

    http://psyjournals.ru/kip/2007/n3/Venger.shtml
    http://tovievich.ru/book/meropriatiya/5697-alvenger-dvadtsat-let-spustya-doklad-19042007.html
  2. + Поколение пустыни

    Выдвинута гипотеза о том, что резкое изменение уклада жизни больших групп населения может приводить к кризису системы воспитания, нарушениям в трансляции культуры. В итоге снижается уровень социализации нескольких последующих поколений, в особенности - третьего поколения. Это, в свою очередь, является одним из факторов, способствующих возникновению массовых народных возмущений, бунтов и мятежей через 60 ± 10 лет после изменения уклада жизни. Приведен краткий обзор некоторых крупных народных возмущений в России и зарубежных странах за последние 400 лет. В двенадцати из семнадцати рассмотренных эпизодов обнаружены предшествующие события (за 60 ± 10 лет), которые могли стать причиной резкого изменения уклада жизни больших групп населения. Намечены направления верификации выдвинутой "гипотезы третьего поколения". //Ключевые слова: исторический кризис детства, кризис системы воспитания, изменение уклада жизни, социальные нормы, легитимность власти, социальное действие, народные возмущения

    // Культурно-историческая психология - 2008. № 4

    http://psyjournals.ru/kip/2008/n4/Venger.shtml
  3. + Психотерапия: западная теория и российская практика

    В России сегодня происходит массовое заимствование методов, подходов и отдельных техник из арсенала западной психотерапии. Это заставляет поставить вопрос о г р а н и ц а х их применимости в условиях другой культуры. В западной, прежде всего американской литературе последних лет эта проблема широко обсуждается применительно к работе с представителями этнических меньшинств: афроамериканцами, американцами азиатского и латиноамериканского происхождения и т.п. (Aponte, Rivers & Wohl, 1995; Helms & Cook, 1999; Tseng & Streltzer, 2001). Подчеркивается необходимость учета специфичных для той или иной культуры ценностей, ожиданий, стереотипов. Речь идет, как правило, о разных группах населения, проживающих в одной и той же стране и принадлежащих к одному и тому же обществу. Перенос развитых на западе психотерапевтических методов на российскую почву сопряжен с дополнительными сложностями. Россия - страна с существенно другой историей, другими традициями, другими (в настоящее время довольно неопределенными) представлениями о том, "что такое "хорошо" и что такое "плохо"", отличающаяся господствующей религией и формами массового сознания (например, с почти полным отсутствием правового сознания), находящаяся на другом уровне социально-экономического и политического развития. Многие возникающие в связи с этим проблемы до сих пор не только не решены, но даже не сформулированы сколько-нибудь отчетливо. В настоящей статье предпринята попытка обозначить некоторые из них.

    // Консультативная психология и психотерапия - 2004. № 1]

    http://psyjournals.ru/mpj/2004/n1/Venger.shtml