ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Бодрийяр Ж.

Жан Бодрийяр (Jean Baudrillard, 1929 - 2007)

Жан Бодрийяр (Jean Baudrillard, 1929 - 2007) - французский социолог, культуролог, философ. Один из главных теоретиков постмодернизма, Бодррийар, ввёл понятие гиперреальность как развитие марксистского понятия надстройка. Основа гиперреальности - симуляция. Единицами гиперреальности являются симулякры -знаки или несамотождественные феномены, отсылающие к чему-то другому, а потому симулятивные. Современную эпоху Бодрийяр называет эрой гиперреальности - надстройка определяет базис, труд не производит, а социализирует, представительные органы власти никого не представляют. Современную эпоху характеризует чувство утраты реальности. Последним бастионом реальности становится смерть («смерть, пожалуй, единственное, что не имеет потребительной стоимости»). На смерти основана любая власть и экономика. Но в этом случае смерть выступает не сама по себе, а как фантазм (представление). В искусстве Бодрийяр видел критическую и терапевтическую функции по возвращению реальности.

Публикации
  1. +Совершенное преступление[недоступно]

    Если бы не внешние проявления, мир был бы совершенным преступлением, иначе говоря, преступлением без преступника, без жертвы и мотива. Преступлением, в котором нет улик, поэтому правда скрыта на веки и тайна навсегда останется тайной. Но в реальности преступление не может быть совершенным, потому что мир раскрывает себя через внешности - следы, ведущие еще от его несуществования. Эти следы и составляют непрерывность связи с небытием, через которую мир передает свою тайну. Так он позволяет почувствовать себя, все время скрывая себя за внешними проявлениями... Совершенство преступления заключается в том, что оно всегда уже совершено... Наша судьба тогда - свершение преступления, его неутомимое продолжение, непрерывность зла, небытие. Мы никогда не проживем его основную сцену, но в каждый момент проживаем его судебное преследование и искупление. И этому нет конца и последствия бесчисленны. Как непостижимы первые секунды Биг Бена, так неопределимы первые мгновения первоначального преступления...

    // Первая публикация на русском языке. Перевод Д.А. Бабушкиной, ноябрь 1999 г.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.antropolog.ru/doc/library/violence/jan
  2. +Усталость[недоступно]

    Подобно тому как существует мировая проблема голода, сейчас существует мировая проблема усталости. Парадоксально, что они исключают друг друга: хроническая неконтролируемая усталость вместе с неконтролируемым насилием составляет удел богатых обществ и является, между прочим, результатом преодоления голода и хронической нехватки, остающихся главной проблемой доиндустриальных обществ. Усталость как коллективный синдром постиндустриальных обществ принадлежит, таким образом, к области глубоких аномалий, «дисфункций» благосостояния. Будучи «новым злом века», она дает повод для общего анализа этой и других форм анемических явлений, обострение которых отличает нашу эпоху, когда всё, казалось, должно бы способствовать их устранению. Как новое насилие не имеет «цели», так и эта усталость не имеет «причины». Она не имеет ничего общего с мускульной и энергетической усталостью. Она происходит не от расходования душевных сил.

    // Бодрийяр Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика, 2006, с. 230-234

    В настояще время публикация недоступна.
    http://ec-dejavu.ru/t-2/Tiredness.html