ENG
         

Моздор Наталья Васильевна Моздор Наталья Васильевна - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии Ставропольского государственного педагогического института. Ведет частную психологическую практику.

Сфера научных интересов: психоаналитические теории развития личности и психоаналитическое психоконсультирование детей и подростков, гендерное самоопределение ребенка

Публикации
  1. + Развитие смысложизненных ориентаций у студентов в процессе богословского и светского образования на примере педагогического вуза

    Современный период российской действительности характеризуется радикальными преобразованиями всех сфер общественной жизни. Процесс трансформации затронул и российское образование. Появление новых требований со стороны общества к личности, размывание и девальвация системы традиционных ценностей, сложившегося механизма социализации поколений и, как следствие, разрыв связей, нарушение преемственности между ними, усиливают бездуховность, падение образовательного и культурного уровня значительной части студенчества. Вместе с тем наряду с отмеченными выше негативными явлениями можно констатировать своеобразный российский парадокс, выражающийся в определенной популярности общечеловеческих ценностей, планетарного мышления, глобального менталитета, росте национального сознания, интереса к национальным традициям, религии и культуре. Студенты в современных условиях переживают процесс активного формирования и становления в системе образования. В то же время образование как социокультурная среда испытывает изменения, которые происходят в обществе на нынешнем этапе. Это ведет к тому, что на молодежь оказывают влияние разнообразные нередко противоречивые социальные ценности. В этой связи процесс обновления парадигмы педагогического образования на основе принципов гуманизма, духовности, культуросообразности является насущной необходимостью и потребностью общества. Российская традиция рассмотрения проблемы гуманизации образования и воспитания находит отражение прежде всего в философско- педагогических трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, русских космистов (Бердяев Н.А., Соловьев В.С., Флоренский П.А., Циолковский К.Э. и др.) В концепции человека, развиваемой русскими философами, человек обретает духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее, т.е. культурная сущность человека является системообразующим компонентом его целостности. Неотъемлемой составляющей философских концепций является религиозная культура, ее гуманистические ценности. Различные вопросы использования ценностей религиозной культуры в воспитании детей и молодежи исследовались в работах Валеева И.И., протоиерея Владимирова А., иерея Гармаева А., Калашникова М.Е., Корзинкина А.А. (архимандрита Зиновия), Леонова А.М., Лихачева А.Е., Медведевой Н.А., Никандрова Н.Д., Рубцова В.В., Рябовой Л.А., Склярова Т.В., Соколова А.Л., о. А. Сысоева, Тайчинова М.Г., Троицкого В.Ю., Хамитова Э.Ш., Человенко Т.Г., Червякова А.Д., Ширяева В.Л. Сегодня в мировоззрении значительной части россиян, в том числе учащейся молодежи присутствуют религиозные представления. Это в свою очередь ведет к формированию гуманистических смысложизненных ориентаций, поскольку в религиозной, богословской мысли всегда уделялось внимание смыслу жизни, ценности жизни, смыслу поступков и их нравственной оценке. По мнению вышеперечисленных ученых, на формирование отношения студента к жизни, потребностям своим и чужим, поиску смысла жизни должно влиять нравственное воспитание. Содержание, методы и формы образования должны быть насыщены нравственными ориентирами. Например, введение программ по религиоведческим знаниям, как раз должно не только ознакомить студентов с обрядовыми особенностями той или иной религиозной конфессии, но и обогатить нравственное содержание педагогического процесса. В этой связи представляется важным изучение образовательного процесса духовных школ и его влияние на формирование гуманистических смысложизненных ориентаций у студентов.

    // АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ставрополь – 2007

    http://science.ncstu.ru/post-grad/avtoref/mozdor