ENG
         

Славой Жижек (Slavoj Žižek, 1949) - словенский культуролог и социальный философ толка. Живёт и работает в г. Любляна. Переводчик и интерпретатор Жака Лакана. Глава Школы теоретического психоанализа («Люблянской школы»). В настоящее время Славой Жижек считается одним из самых авторитетных европейских специалистов в области проблем взаимоотношений человека и социума.

Публикации
  1. + Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия

    нутри самой «объективной реальности» размывается различие между «живыми» и «искусственными» сущностями; затем растушевывается граница между «объективной реальностью» и ее кажимостью и, наконец, взрывается идентичность индивида. Эта прогрессирующая «субъективизация» зеркально соответствует своей противоположности — прогрессирующей «экстернационализации» жесткого стержня субъективности. Парадоксальное совпадение двух противоположных процессов обеспечено тем фактом, что сегодня при наличии ВР и технобиологии мы сталкиваемся с исчезновением поверхности, отделяющей внешнее от внутреннего. Это исчезновение ставит под угрозу элементарнейшее восприятие «нашего собственного тела» в его соотношении со средой; оно подтачивает наше привычное феноменологическое отношение к телу другой персоны, благодаря которой мы черпаем знание о том, что существует скрыто, вне пределов, доступных самонаблюдению (железы, например), и поверхность которой (лицо, например) воспринимаем как непосредственное выражение «души».

    http://lacan.narod.ru/ind_lak/ziz12.htm
    http://tekctbl.narod.ru/Zizek_Cyber.rar
  2. +Когда простота означает странность, а психоз становится нормой[недоступно]

    Фильм Дэвида Линча "Простая история" начинается со слов, которые должны внушать зрителю доверие: "Уолт Дисней представляет - фильм Дэвида Линча". Эти слова, возможно, лучше всего иллюстрируют этический парадокс, которым характеризуется конец столетия: пересечение трансгрессии и нормы. "Уолт Дисней", марка консервативных семейных ценностей, берет под свое покровительство Дэвида Линча, который воплощает трансгрессию, вынося на всеобщее обозрение непристойный, преступный мир извращенного секса и насилия, скрывающийся за респектабельной поверхностью нашей жизни.

    // Первая публикация на русском языке. Оригинал: http://www.lacan.com/ripley.html

    В настояще время публикация недоступна.
    http://anthropology.ru/ru/texts/zizek/ripley.html
  3. + Обойдемся без секса, ведь мы же пост-люди!

    "Элементарные частицы" - бестселлер Мишеля Уэльбека (1998), вызвавший широкие дебаты во всей Европе и теперь, наконец, доступный по-английски, представляет собой историю радикальной десублимации, если она когда-либо существовала. Брюно, учитель средней школы, - сексуально озабоченный гедонист, а Мишель - его сводный брат - черствый в эмоциональном плане биохимик. Их мать - хиппи - отказалась от них, когда они были маленькими, причем они так никогда и не смогли оправиться от этого. Все их попытки стать счастливыми, заключая брак, изучая философию или потребляя порнографию, приводят лишь к одиночеству и разочарованию.

    http://www.ruthenia.ru/logos/kofr/2002/2002_12.htm
  4. + От симптома Джойса к симптому власти

    Что имел в виду Лакан, когда говорил о "симптоме Джойса"? Известное заявление Джойса о том, что он написал "Поминки по Финнегану" для того, чтобы историкам литературы было над чем поработать в течение последующих четырехсот лет, следует прочитывать на фоне утверждения Лакана о том, что в психоаналитическом лечении симптом всегда адресован аналитику и как таковой содержит в себе свою интерпретацию. "Модернизм" Джойса состоит в том факте, что его работы, по крайней мере "Улисс" и "Поминки по Финнегану", не являются внешними к своей интерпретации, но в действительности заранее принимают во внимание возможные их интерпретации и вступают в диалог с ними.

    http://www.ruthenia.ru/logos/kofr/2002/2001_05.htm
  5. + Твой ближний мертв. Возлюби ближнего своего!

    "Танцующая в темноте" принадлежит к тем мучительным фильмам, в которых с самого начала ясно, чем все закончится - полной катастрофой. Смотря такие фильмы, мы втайне лелеем надежду, даже верим - произойдет нечто такое, что предотвратит подобный невыносимый финал; поэтому парадоксальным образом шок в конце фильма уже не удивляет: случается то ужасное, к чему все шло с самого начала.

    // Художественный журнал N 40

    http://www.guelman.ru/xz/362/xx40/xx4016.htm
  6. +Тупик трансцендентального воображения, или Мартин Хайдеггер читает Канта (pdf)[недоступно]

    // Философско-культурологический журнал Топос №3(17), 2007

    В настояще время публикация недоступна.
    http://topos.ehu.lt/zine/2007/3/zhizhek.pdf