ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Марцинковская Т.Д.

Татьяна Давыдовна Марцинковская Татьяна Давыдовна Марцинковская (1953) - психолог, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией исторической психологии личности Психологического института РАО (ПиРАО), заведующая кафедрой возрастной психологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ), главный редактор журнала «Психологические исследования».

Сфера научных интересов Т.Д. Марцинковской - история психологии и психологической методологии, специфика российской психологии, проблемы социализации детей в контексте их национально-культурной принадлежности.

Публикации
  1. + Вариации на тему персонализма: российский и французский подходы

    Рассматриваются основные концепции персонализма, разработанные российскими и французскими учеными, раскрываются как их отличия, так и общие черты в постановке проблем и трактовке вопросов взаимосвязи личности и общества, различий индивидуального и персонального бытия, познании мира и себя. Показывается роль ментальности и социальной ситуации развития науки в формировании содержания отдельных концепций. Ключевые слова: персонализм, ментальность, социальная ситуация развития науки, интуитивизм, личность, индивидуальность, общество

    // [Грант РГНФ - CNRS] [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 5(13).

    http://www.psystudy.com/index.php/num/2010n5-13/399-marsinkovskaya13.html
  2. + Методология современной психологии: смена парадигм?!

    Представлен вариант построения целостной системы теоретической и исследовательской методологии, в которой основанием конструирования категориального строя является историко-генетический подход, который может использоваться и для структурирования и формирования программ (дизайна) и методов исследования психики в ситуации социальной транзитивности. Показано значение двух уровней детерминации развития психики, и, прежде всего, культурной детерминации, способствующей индивидуализации социального пространства-времени. Показывается психологическая сущность хронотопов, доказывается отнесенность разных аспектов психологического хронотопа к разным дисциплинам и дискурсам, что фундирует как привнесение идей пассионарности и конструкционизма в его исследования, так и необходимость сочетания различных методов и технологий. // Ключевые слова: историко-генетический подход, методология, методы, психология хронотопа, переживания, психология культуры, психология искусства

    // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 36.

    http://www.psystudy.com/index.php/num/2014v7n36/1012-martsinkovskaya36.html
  3. + Проблема идентичности российской интеллигенции

    В статье рассматриваются причины появления российской интеллигенции, аналогов которой нет в других странах, а также факторы, повлиявшие на содержание и структуру ее идентичности. Показывается, что особенность идентичности российской интеллигенции проявляется в тесной взаимосвязи ее социальной и личностной составляющих, рассматриваются сходство и отличия идентичности российской и советской интеллигенции, а также роль интеллигенции в развитии науки, искусства и гражданского общества в России. Ключевые слова: российская и советская интеллигенция, содержание и структура идентичности, личностная и социальная идентичность

    // Психологические исследования 2008 No. 1(1)

    http://psystudy.ru/index.php/num/2008n1-1/84-marsinkovskaya1.html
  4. + Профессиональная самореализация в пространстве личностного развития

    На выборках респондентов, сделавших и не сделавших карьеру в течение 2003–2008 гг. изучалась взаимосвязь между профессиональной и личностной самореализацией. Было выделено три уровня в системе этой взаимосвязи: уровень активности и мотивации, уровень ценностей и смыслов, уровень социализации и индивидуализации (профессиональной и персональной идентичностей). Обнаружилось, что одним из наиболее значимых факторов первого уровня является самоэффективность, которая несет системообразующую функцию, в то время как на втором – наличие/отсутствие конфликта между предметными ценностями и ценностями карьеры, с одной стороны, и ценностями личной жизни, с другой. Третий уровень несет интегративную функцию.// Ключевые слова: профессиональная, личностная самореализация, карьерный рост, самоэффективность, личностные факторы

    http://www.psystudy.ru/index.php/num/2009n1-3/53-bogatyreva3.html
  5. + Социальное пространство: теоретико-эмпирический анализ

    Рассматриваются междисциплинарные концепции социального пространства, дается обоснование социального пространства как сложного многоаспектного пространственно-временного конструкта, включающего внешние, собственно социальные и персональные, личностные поля и объективные и субъективные параметры времени. Психологическая сущность данного конструкта связана с субъективным отношением к его составляющим, выражающимся в социальных и персональных переживаниях, ценностях и интенциях людей. Приводятся некоторые эмпирические данные, доказывающие существование связи между границами внешних и внутренних полей, а также динамикой этих границ и отношением к будущему, социальными и персональными переживаниями и ценностями. Ключевые слова: социальное пространство, хронотоп, персональное пространство, ценности, социальные и персональные переживания

    http://www.psystudy.com/index.php/num/2013v6n30/851-martsinkovskaya30.html
  6. + Теоретические и психотерапевтические концепции Роджерса и Франкла
    http://www.sotwars.ru/frankl.php
  7. + Теория Маслоу (гл. из кн. "История психологии" ред. Марцинковская Т. Д.)
    http://www.sotwars.ru/masloy.php
  8. + Феноменология и механизмы развития: историко-генетический подход

    Рассмотрение феноменологии и механизмов развития и саморазвития психики в рамках мультипарадигмального подхода, сочетающего гуманитарную и естественно-научную парадигмы, доказывает необходимость изучения основных факторов эмоционального, познавательного и личностного развития с позиций синергетики, эволюционного и инволюционного подходов, а также изучения культуры и социальной ситуации как образующих личностного пространства. Теоретико-эмпирические данные, представленные в работе, доказывают роль переживания как механизма развития и саморазвития, раскрывают влияние на эти процессы позитивных и негативных, социальных и индивидуальных переживаний; позволяют выделить два уровня в процессе психического развития.

    // Психологические исследования 2012 - Том 5 No. 24

    http://www.psystudy.ru/index.php/num/2012v5n24/700-martsinkovskaya24.html
  9. + Человек в пространстве культуры: миропроект С.Л.Рубинштейна

    Рассматривается динамика научных взглядов С.Л.Рубинштейна, анализируется специфика его подхода к проблемам детерминизма и сознания, а также к вопросу о внутреннем мире личности, миропроекте, создаваемом человеком в процессе своей самореализации. Ключевые слова: детерминизм, образ мира, психология личности, миропроект, научная школа, Рубинштейн С.Л.

    // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 5(7).

    http://www.psystudy.com/index.php/num/2009n5-7/217-marsinkovskaya7.html
  10. + Экзистенциальные проблемы в трудах С. Л. Рубинштейна и в современной психологии (в сборнике)

    Экзстенциалисты подчеркивали невозможность разделения субъекта и объекта, внутреннего пространства от внешнего, так как они слиты в человеке, который должен быть органичен и в то же время вставать над бытием в своем осознании этого бытия. Рубинштейн в своих рассуждениях идет дальше, говоря о том, что человек в процессе познания, опираясь на созданные культурой и зафиксированные искусством знания, создает свой индивидуальный мир, который соединяет мир внутренний и мир внешний в своеобразное пространство личности — в экзистсферу.

    // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.

    http://window.edu.ru/window_catalog/files/r67580/document2003.pdf
    http://www.ipras.ru/engine/documents/document2003.pdf