ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Максименко Ж.А.

Максименко Жанна Александровна Максименко Жанна Александровна - специалист в области экзистенциального консультирования, кандидат психологических наук, Доцент Российского государственного социального университета,

Публикации
  1. + Особенности структурных компонентов Я-концепции коммуникативно успешной личности

    Общение — необходимое условие формирования, развития, функционирования и проявления личности. В связи с этим, успешность в области человеческих отношений как особом подпространстве личностного бытия определяется эффективностью решения проблем коммуникации (К.А. Абульханова-Славская, 1991; А.А. Бодалев, 1996; А.В. Брушлинский, 1999; Л.А. Петровская, 1989; С.Л. Рубинштейн, 1999; и др.). В зависимости от уровня и масштаба ситуационного контекста, в котором выявляется конечный эффект рассматриваемого психологического феномена, разные авторы говорят о «коммуникативной компетентности», «компетентности в общении», «социальной компетентности», «факторах и условиях успешного общения» (А.А. Бодалев, 1996; И.А. Гришанова, 2001; Ю.М. Жуков, 1991; А.М. Матюшкин, 2003; Д.В. Ушаков, 2004; Р. Милгрэм, Е. Гонг, 1997; S.R. Covey, 1991). Следует признать, что в современных работах основное внимание уделяется изучению наиболее существенных личностных причин коммуникативно неуспешного (затрудненного) общения (В.Н. Куницына, 2002; В.А. Лабунская, 2001; Ю.Б. Орлов, 1995; К. Роджерс, 2000; и др.), личностных характеристик, присущих успешному в общении человеку (А.А. Бодалев,1998; Н.С. Ефимова, 2006). Работы такого рода дают представление о том, какими свойствами и качествами должен обладать человек, эффективный в общении, но ничего не говорят о том, насколько хорошо человек осознает собственные особенности и какой степенью значимости их наделяет. Исходя из этого, можно сделать вывод: к настоящему моменту в психологической литературе практически отсутствуют исследования, изучающие осознаваемые приоритетные (субъективно ценные) характеристики личности, связанные с ее успешностью в области коммуникации. Вместе с тем, в эпоху усиления гуманизации психологического знания растет интерес к феномену Я-концепции как центрального личностного образования, оказывающего влияние на все проявления личности человека. Проблеме «Я» уделяли внимание как отечественные, так и западные исследователи (Б.Г. Ананьев, 1968; К.А. Абульханова-Славская, 1991; А.А. Бодалев, 1995; С.Л. Рубинштейн, 2003; Р. Бернс, 1986; В. Джеймс, 2003; К. Роджерс, 1994; и др.). Исследование личности проводится в русле изучения ее свойств: установок, способностей, характера. К числу важнейших относятся работы, направленные на прояснение причинно-следственной зависимости внешнего и внутреннего проявления Я-концепции на основе целостности сознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер личности (С.Л. Рубинштейн, 1999). В этой парадигме детерминантами развития и поведения человека являются внутренние условия (свойства), что указывает на самодетерминацию личности. К аналогичным выводам о характере обусловленности поведения пришли представители гуманистического направления. В частности, А. Маслоу отмечал, что не столько реальные личностные характеристики, «объективно» измеренные, сколько представление человека о себе обуславливают его поведение, являясь прогностически важными показателями (А. Маслоу, 2006). Этот парадокс находит свое объяснение в том, что «личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим» (С.Л. Рубинштейн, 1999, с.635), при этом реальность и субъективное восприятие часто значительно отличаются друг от друга. Отсюда понятно, что поведение человека, наблюдаемое объективно, его успешность или неуспешность в различных сферах жизни является проявлением внутренних условий, которые в качестве детерминант поведения должны быть приоритетным предметом изучения в психологии

    // АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

    http://creativity.ipras.ru/texts/maksimenko_avtoref.pdf