ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Загрядская Н.Н.

Загрядская Наталия Николаевна - кандидат психологических наук

Публикации
  1. +Психологическая поддержка старшеклассников при решении ими экзистенциальных проблем[недоступно]

    В современном российском обществе проблема полноценной психической жизни человека встает особенно остро. На данном этапе представляется необходимым выработка простых методов диагностики глубины экзистенциального кризиса молодого человека и возможности оказания ему своевременной психологической поддержки Необходимо вооружить педагогов и школьных психологов способами предотвращения возможных деформаций в сферах осмысления действительности, общения, самореализации, направления переживаний молодого человека в позитивное русло на формирование его активной жизненной позиции. Тогда отношения «я — другие» и «я — моя жизнь» будут вести самореализацию личности в направлении ее полноценного существования в обществе, ощущения собственного высокого потенциала и формирования положительного самоощущения. Духовный кризис в первую очередь отразился на наиболее незащищенной части общества, в том числе, на юношах и девушках на пороге их вхождения во взрослую жизнь. Переживание проблем экзистенциального характера обострено в период ранней юности, так как их осмысление является необходимой частью самоопределения. Такие проблемы выпадают обычно из сферы внимания значимых взрослых. Становится понятно, что в наши дни психологическая помощь не соответствует масштабу и напряжению переживаемых ими проблем. Человек как субъект собственной жизни, рассматривается в работах К.А. Абульхановой-Славской, В.А. Петровского, А.Г. Асмолова, В.И. Слободчикова, В.П. Зинченко, А.Б. Орлова и др. Психологическая поддержка попала в орбиту анализа таких исследователей, как А.Г. Асмолов, И.В. Дубровина, А.Г. Лидере, В.В. Ряшина, О.А. Кулягинова, Н.В. Муха, А.С. Ткаченко, С.В. Кривцова и др. В исследованиях указанных авторов разработаны основные подходы к экзистенциальным проблемам самоопределения, очерчены характеристики человека, выступающего субъектом жизни, показаны теоретические и практические возможности решения вопросов психологической поддержки человека (в том числе, и старшего школьника). Проведенный анализ психологической литературы позволил сделать следующие выводы: экзистенциальные проблемы являются важной частью личностного самоопределения в старшем школьном возрасте; старшеклассники при их переживании нуждаются в психологической поддержке; педагоги современной школы в большинстве случаев оказываются не готовыми к оказанию психологической поддержки учащимся и сами нуждаются в психологической помощи; проблема оказания психологической поддержки в образовательном процессе предстает как проблема, которая проходит этап своего становления; в психологической и педагогической научной литературе не представлена модель реального осуществления психологической поддержки старших школьников. Особую роль играет превентивная работа со старшеклассниками, которая помогает предупредить возможные отклонения в личностном развитии, проявляющиеся в закрытости, в деформированной системе отношений с внешним миром и с самим собой, а также в появлении мыслей суицидального характера и в актах асоциального поведения. Такая работа позволяет оказывать системную поддержку на этапе самоопределения старшим школьникам, что помогает им найти свой уникальный путь самореализации.

    // АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Ростов-на-Дону 1999

    В настояще время публикация недоступна.
    http://bccp.bspu.unibel.by/files/Zagvjazinskaja1.doc